8 Марта… Праздники в нашем календаре приживаются вне зависимости от перемены идеологической погоды. Меняется их сакральный смысл. Кто сейчас помнит и знает о «марше пустых кастрюль» 8 марта 1857 года в Нью-Йорке текстильщиц, протестовавших против невыносимых условий труда и низкой заработной платы? Или – что требовала Клара Цеткин на конференции в Копенгагене в 1910 году? Кто нынче в этот день пойдет на митинги, шествия и демонстрации?
В наше время 8 Марта – всеобщий праздник внимания к женщине. Представитель сильной половины человечества поднимается ни свет ни заря, бежит за букетом цветов. Подает кофе в постель жене или подруге. Устраивая художественный беспорядок и обжигая руки, готовит торжественный завтрак, по ходу которого преподносит подарок и поцелуй, и падает в изнеможении на диван. К вечеру, отдышавшись, если остались средства от подарка и силы от поцелуя, он ведет возлюбленную в ресторан, по дороге неумело расточая комплименты. А она – слабая, красивая, нежная – принимает это как должное. Потому что слабая, красивая и нежная она – каждый день, но слышит об этом раз в году. А назавтра опять все пойдет по раз и навсегда заведенному распорядку. Все-то у нас держится на них – слабых, красивых и нежных.
Меняются времена, размениваются ценности, все в нашей жизни скоротечно и преходяще. Мало что остается незыблемым. Еще острее это чувствуешь, когда видишь женщину с младенцем на руках…
Одно из лучших моих детских воспоминаний – мама читает книжку или рассказывает сказку. Ты не помнишь уже этих книжек и сказок. Это ощущение любви, теплоты и покоя – сказка.
Клавдия Калина: сказочный талант
Не так уж часто в «Фамильном древе Брестчины» случаются рассказы о выходцах нашего пограничного края, оставшихся на родимых широтах. Разбредаются все, кто – на Восток, кто – на Запад, кого-то манят дороги дальние, кто и вовсе с наших болот и равнин по морям-океанам странствует. Размышления на тему, почему да отчего так выходит, оставим для другого раза. История жизни белорусской писательницы Клавдии Калины скорее исключение из этого правила. И хоть ее имя значится во многих писательских энциклопедиях, думается, оно не слишком хорошо известно широкому кругу читателей.
Клавдия Константиновна Белавец родилась 1 ноября 1925 года в деревне Блювиничи неподалеку от Чернавчиц в семье сельского учителя. Кроме девочки было у счастливого главы семейства и трое сыновей. Вроде бы и время мирное – жить-поживать да добро наживать. Но такого и в сказках-то не бывает, а уж в жизни… Злой рок преследовал семью или трагические случайности – два старших брата Клавдии погибли.
В «межвоенный период» наш край входил в состав Польши. Соответственно, и школы были польские. К 1939 году Клавдия окончила польскую семилетку и до начала Великой Отечественной войны успела поучиться в советской школе.
Когда грохочут пушки, не только музы молчат. Все молчит. Четыре года в глубоком тылу врага. Что могли чувствовать все члены семьи сельского учителя? Что чувствовала шестнадцатилетняя девушка? Бессилие? Страх? Могли убить. Могли угнать на работы в Германию. Как говорят авторы «Літаратурнай карты Берасцейшчыны», однажды ей пришлось пойти на хитрость, чтобы комиссия ее отбраковала. Врач-то хитрость заметил, да, видимо, пожалел молодую девушку. В общем, повезло. Войну кое-как пережили.
Пережить-то пережили, но ведь и дальше могло пойти по сказочному сценарию – чем дальше, тем страшнее. Известно ведь, что творилось на освобожденных территориях. Как проверяли на предмет пособничества врагу и т.д. Но и здесь обошлось. Может, лимит трагедий, выпавших на семью, был исчерпан роковыми смертями двух сыновей.
С раннего детства Клавдия увлекалась рисованием. И получалось у нее вроде бы неплохо. Риск – дело благородное. Подала документы в Киевское художественное училище. Однако проучившись два года, вынуждена была вернуться. И материально было трудно, и, видимо, чтоб быть поближе к стареющим родителям.
Если наделяется человек талантом, то, как правило, не одним. Не вышло с живописью, зато есть голос, слух и любовь к музыке. Окончив Брестское музыкальное училище в 1953 году, Клавдия пошла по стопам отца. Работала учителем пения в Кобрине. Затем переехала в Витебск, где познакомилась с первым мужем – тоже музыкантом. Здесь родила дочку Ирину.
Нередкая история, когда два талантливых не уживаются под одной крышей. Недолгая совместная жизнь, развод и переезд молодой мамы с дочкой в Минск.
По признанию самой Клавдии Константиновны, сочинять и записывать сказки она стала, когда ее дочурка тяжело заболела и лежала в больнице. Уже потом ее первые литературные опыты попали в руки известного белорусского писателя, работавшего в это время ответственным секретарем детского журнала «Вясёлка», Алеся Пальчевского. Он-то ее и убедил в том, что главное ее призвание – литература для детей. Первые сказки под псевдонимом Клавдия Калина были опубликованы в той же «Вясёлке» в 1962 году.
Вот так оно и бывает – пробуешь одно, другое, третье. И то – неплохо, и другое – хорошо получается. И нужен кто-то, кто сможет открыть тебе твой истинный талант. Писать для детей – особый талант нужен. Я не про ту банальность, что нужно быть в душе ребенком. Ребенок чуток на фальшь. Нужна какая-то особая интонация, чтобы ребенок верил в то, что он слышит и видит. И, видимо, Клавдия Калина такой интонацией обладала. Писались сказки, рассказы, повести. Одна за другой выходили книжки и публикации в периодической печати. Единственное, что ей не удалось из задуманного, – это написать книгу об Учителе. Не успела. Дочь учителя, сама отдавшая много лет своей жизни этой благородной профессии, она ведала, что сказать на эту тему. Увы. Скончалась замечательный детский писатель Клавдия Калина 25 июня 1994 года.
Елена Афанасьева: яркие краски детства
Ровесница ХХ века, Елена Афанасьева, родившаяся в Брест-Литовске 19 апреля 1900 года, прошла через многие испытания, приуготовленные им, этим веком, и умерла всего за два года до его окончания. Глава семейства – офицер Брест-Литовской крепости. Судьба служивого человека – скитаться. Сегодня – здесь, завтра – там. Жаль. Неизвестно еще, как сложилась бы ее судьба, окажись она на Западе, во что бы она выросла как художник, если б не был дан ее отцу приказ на Восток. Ну, да что ж гадать…
В гимназии училась уже в Чите, а заканчивала ее в китайском Харбине. После революции многие, кто ее не принял, там и оставались. В Харбине была огромная колония русских эмигрантов. Кто-то, видя, что большевики пришли всерьез и надолго, пытались перебраться либо в Европу, либо в Америку. Дочь русского офицера решила остаться в России. В 1918 году она переехала во Владивосток.
Революция революцией и война войной, но и культурная жизнь в стране била ключом. Борьба различных литературных и художественных течений в эти первые годы революции была такой острой, как потом не была никогда. И в далеком Владивостоке – тоже. Начавшая рисовать еще в Харбине, Елена с головой окунулась в эту нищую полуголодную, но веселую среду художников и поэтов. Известно, что одна из первых ее работ – портрет знаменитого тогда поэта Давида Бурлюка. Ее друзья настоятельно советовали ей ехать в столицу для продолжения учебы.
Молодая художница вняла советам, отправилась в Москву и поступила во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские). Одно перечисление имен тех, кто преподавал в этих мастерских в данное время, завораживает дух. Малевич, Кандинский, Рыльский, Щусев, философ Флоренский… Шесть лет обучения, с 1923 по 1929 год, в мастерских Н.Н. Купреянова, П.В. Митурича, П.И. Львова.
Но ведь и на хлеб нужно как-то зарабатывать. Будь ты трижды гений, никто бесплатно кормить не будет. Так оно вышло, что еще в студенческие годы Елена стала подрабатывать в детских журналах – «Мурзилка», «Дружные ребята», «Барвинок». Дальше – больше. Пошли один за другим заказы на оформление детских книг. Что ж, может быть, это ее уберегло от судьбы многих художников и поэтов, связавших свое искусство с различными авангардными течениями. Не знаю, на фотографии уже семидесятых годов она мне кажется крайне замкнутым в себе человеком.
С начала тридцатых годов Елена Афанасьева оформляет книги авторов, ставших классиками советской детской литературы. Многие из нас держали эти книги в руках. Кто из нас не читал в детстве стихи Агнии Барто, Сергея Михалкова, книги из серии «Моя первая книжка»! Да очень многие картинки, которые всплывают в памяти из далекого детства, окажутся под авторством Елены Афанасьевой. Судя по библиографии, последняя оформленная ею книга датируется 1976 годом.
Уже после Великой Отечественной войны Елена Афанасьева работала над серией портретов художников, музыкантов. Существует отдельный, так сказать, ее проект «Портреты артистов в ролях».
Судя по интернетовским новостям, выставки ее работ проходят до сих пор. И проходят, надо сказать, с большим успехом.
С праздником вас, наши дорогие и любимые! И не забывайте читать своим детям старые добрые книжки!
0 комментариев
Anonymous User
12.03.2013 в 09:00Татьяна
12.03.2013 в 09:00Владимир, Вам сказочно повезло: Вы «богатеете» теми, о ком пишете. Вы умеете, как уже писала, делать это заинтересованно, «личностно». Какое чудное вступление у Вас: я тоже помню, как мама читала мне сказки, помню даже какие. Судьба — от Господа. Хорошо, что судьба к этим двум талантливым женщинам была все-таки благосклонна, учитывая все перепетии времени, в котором они жили, творили.