Вместе с тем, динамика последних лет демонстрирует, что покупательская способность белорусов существенно менялась. Об этом свидетельствует и проведенный интернет-газетой naviny.by анализ, из которого можно понять, что сегодня могут позволить себе на свою зарплату наши граждане и как может измениться их покупательная способность в ближайшем будущем.
Итак, исходя из упомянутого обследования, выходит, что на потребительские расходы белорусские семьи тратят в среднем 4,15 миллиона рублей в месяц. 43% этих расходов идет на питание (в том числе 40,8% уходит на приобретение именно продуктов питания и только 2,2% — на питание вне дома), а потому очевидно, что величина расходов белорусских семей очень сильно зависит от уровня цен на продовольственные товары в магазинах.
Если говорить о продуктах, на приобретение которых, согласно обследованию домашних хозяйств, у белорусских семей уходит больше всего денег, то к числу таковых относятся мясные и молочные изделия, а также хлеб. Выяснилось, что на январскую среднюю зарплату нынешнего года (4,37 млн. рублей) белорусы могут купить около66 кг свинины, и по этому показателю практически достигнут докризисный уровень, если сравнивать с 2011-2012-м годами.
А вот по говядине картина другая. За последние два года килограмм говядины подорожал более чем в четыре (!) раза — с 20,8 тысячи рублей в январе 2011-го до почти 85,8 тысячи рублей в январе 2013-го. Как следствие, этот продукт сегодня является для населения гораздо менее доступным, чем два года назад. Эксперты связывают это с тем, что производство говядины — самое затратное мясное направление, и, несмотря на значительный рост цен, реализация говядины на внутреннем рынке остается убыточной для производителей.
Что касается доступности для населения вареных колбасных изделий, то, в принципе, она вернулась на докризисный уровень, чего нельзя сказать о белорусской рыбе. Живая по статистике подорожала с 7,2 тысячи рублей за килограмм в январе 2011-го до 28,8 тысячи рублей в январе 2013-го.
Эксперты, которых опросила интернет-газета naviny.by, обращают внимание также на тот факт, что за последние два года заметно уменьшилось количество хлеба и молока, которое можно купить на среднюю зарплату. Цены на эти продовольственные товары действительно серьезно подпрыгнули (опередив средний уровень инфляции): хлеб за два года подорожал в 3,6 раза, молоко — в 3,4 раза. Поднять стоимость социально значимой продукции государству пришлось, чтобы хроническая отрицательная рентабельность хотя бы немного изменилась в положительную сторону.
А вот доступность для населения импортных продовольственных товаров (растительное масло, чай, кофе) сегодня даже несколько выше, чем в докризисный период. Впрочем, это объяснимо: зарплаты в долларовом выражении в 2012-м году заметно выросли, что сделало импортные товары более привлекательными в глазах белорусов.
Ни для кого не секрет, что покупательская способность населения в нынешнем году будет зависеть от двух факторов — роста зарплат и цен. Что касается зарплат, то Министерство экономики прогнозирует ее концу 2013-го года в среднем на уровне 5,3 миллиона рублей (+14% к декабрю 2012-го). С учетом запланированной инфляции на уровне 12%, которую заложило на текущий год правительство, можно констатировать: в реальном выражении (то есть с учетом инфляции) зарплаты вырастут незаметно.
Одновременно упомянутое Минэкономики дает совсем неблагоприятный прогноз в части цен на многие товары (и не только продовольственные). К примеру, производители белорусских телевизоров планируют увеличить среднюю цену своих изделий сразу на 76,7% в долларовом эквиваленте (ожидается, что цена одного телевизора в среднем составит $376), а отечественные холодильники подорожают на 12%, и их средняя цена достигнет $286,9 за штуку. Сильно вырастут в цене ковры и ковровые покрытия: ожидается, что на внутреннем рынке отпускная цена производителя увеличится на 20,8% — до $5,8 за квадратный метр. Мясо и мясные продукты вырастут в цене внутри страны на 9,3% в твердой валюте (в рублях — на 16,5%), а молоко и молочные продукты вырастут на 9,5%.
Производители животного масла планируют завоевывать внешние рынки дешевой продукцией за счет более высоких внутренних цен. Так, масло, поставляемое за рубеж, стоит в среднем $3600 за тонну, а на внутреннем рынке оно же достигнет $5392/т. Еще более существенная разница у производителей растительного масла, поставляющих свою продукцию на экспорт по $174,2/т, а на внутренний рынок — по $1081/т.
Другими словами, значительная часть отечественной продукции (включая даже пиво и крепкий алкоголь) продается на местном рынке дороже, чем при поставке на экспорт. Можно предположить, что это связано с доводимыми до предприятий планами по увеличению экспорта. Для выполнения этих планов предприятия продают за рубеж свою продукцию по бросовым ценам, а убытки компенсируют увеличением цен в своем Отечестве.
0 комментариев
Anonymous User
14.03.2013 в 20:58Николай
14.03.2013 в 20:58совсем как говорил в начале 90-х Михаил Жванецкий : «На унитаз работаем»