Но если должным образом затруднить свою память, то вспомнится, что последнее мероприятие такого рода имело место 25 ноября 2011 года, то бишь еще в благословенную бытность Путина премьер-министром. А значит, прошло уже больше года – солидный срок в плане потребности рефрена.
Повестка дня нынешней встречи включала в себя 10 вопросов — от совместного исследования полярных регионов, до касающихся бюджета СГ, торгово-экономических отношений, внешней политики и т. д. Перед началом заседания ВСГ прошла встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина, во время которой были обсуждены «подходы к решению наиболее актуальных вопросов белорусско-российского сотрудничества». Ведь согласованные подходы – уже половина успеха.
Впрочем, вовсе не было тайной, что белорусская делегация прибыла в Северную Пальмиру с нескрываемым желанием получить кредит в 2 миллиарда долларов для модернизации своей послекризисной экономики. По данным независимой прессы, белорусское руководство обратилось с просьбой к России выделить госкредит с возможностью его погашения до 2027 года. При этом белорусская сторона намерена погасить кредит сорока равными долями, а первый платеж по кредиту осуществить в 2018 году.
Обращаясь с просьбой к России о госкредите, Минск напомнил о достигнутых 18 и 19 декабря прошлого года договоренностях по реализации 5 совместных интеграционных проектов. Вполне логично предположить, что проинспектированные вице-премьером РФ Аркадием Дворковичем белорусские предприятия могут стать претендентами на получение российских денег. Причем, вне сомнения, при условии создания на их базе СП с участием российского капитала.
О каких именно пяти СП идет речь, накануне заседания Высшего Совета Союзного государства поведала миру пресс-секретарь Дворковича Алия Самигуллина. По ее утверждению, до конца марта Министерство промышленности и торговли России и Министерство промышленности Беларуси должны рассмотреть концепцию создания холдинга «РосБелАвто», подготовленную «КамАЗом» и «МАЗом». Речь также идет о взаимодействии по проекту ОАО «Российская электроника» ГК «Ростехнологии» и ОАО «Интеграл», интеграции Минского завода колесных тягачей в структуру российского оборонно-промышленного комплекса, сотрудничестве Роскосмоса и «Пеленга». Кроме того, обсуждается и интеграционное взаимодействие «ЕвроХима» и «Гродно Азота».
Этот перечень фигурировал в недавних переговорах вице-премьеров Дворковича и Владимира Семашко по поводу объемов поставок нефти на белорусские НПЗ во втором квартале текущего года. Стороны ударили по рукам на показателе 5,75 млн. тонн, исходя из ожидаемого белорусской стороной годового объема поставок в 23 млн. тонн. В правительстве Беларуси весьма довольны тем обстоятельством, что «условия поставок во втором квартале будут несколько лучше, чем в первом квартале, так как объемы транспортировки трубопроводным транспортом увеличатся с 5,025 млн. до 5,3 млн. тонн».
Впрочем, переговоры о поставках нефти в третьем и четвертом кварталах текущего года будут продолжены. Ведь Минск запрашивал на год 23 млн. тонн нефти, тогда как российская сторона заявляла о своей готовности поставить только 18,5 млн. При этом россияне настаивали на возврате 3,3 млн. тонн нефтепродуктов, произведенных из российской нефти. Беларуси же, ясен перец, гораздо выгоднее продавать моторное топливо в Европу. Велика вероятность того, что Лукашенко и Путину на сей раз удалось достичь консенсуса по вопросу поставок нефти до конца календарного года. И, тем не менее, не вызывает сомнения, что России гораздо выгоднее держать «младшего брата» на крючке на тот самый случай, если вновь у «младшенького» пойдут финты с растворителями либо же возврат белорусских нефтепродуктов на российский рынок вдруг прекратится.
Стоит напомнить и тот нюанс, что в декабре прошлого года Александр Лукашенко просил не только два миллиарда на модернизацию, но и еще 1 миллиард «для несовместных предприятий». Кроме того, Беларуси предстоит выплатить в этом году 3 миллиарда долларов по внешнему долгу, который, как известно, составляет 12 миллиардов. Причем часть долга Минск намерен рефинансировать. При этом еще 1 миллиард долларов Беларусь может получить в рамках соглашения, заключенного с подконтрольным России Антикризисным фондом ЕврАзЭС. В текущем году Минску осталось получить два транша кредита на общую сумму 800 млн. долларов. Но тормозящим мотивом здесь может быть то, что Беларусь так и не выполнила условия по приватизации госсобственности на сумму 2,5 млрд. долларов.
В конечном итоге вполне очевидно, что кредиты, поставки нефти и приватизация активов сплетены в один взаимозависимый, плотный клубок. По мнению экспертов, в настоящее время самой большой интригой является, какой завод Беларусь отдаст России в рамках операции «нефть в обмен на приватизацию через интеграцию». Здравомыслящие полагают, что наиболее реальным на данный момент представляется создание автомобильного и химического холдингов. Дело в том, что минское и гродненское предприятия уже прошли предпродажную оценку, а значит, дальше всего продвинулись по этой стезе.
На декабрьской пресс-конференции посол РФ в Беларуси Александр Суриков заявил, что вопрос о создании альянса грузовиков будет решен уже в первом квартале этого года. Однако в конце февраля Александр Лукашенко в очередной раз раскритиковал приватизационные планы правительства, предложив пойти на объединение заводов без обмена активами.
Эксперты в своем Белорусском внешнеполитическом индексе также прогнозируют, что «в ближайшие несколько месяцев Беларуси, по-видимому, придется пойти на передачу контроля над рядом предприятий, «проинспектированных» высокопоставленными российскими чиновниками. Это позволит не только выполнить обязательства перед АКФ ЕврАзЭС, без всяких проблем получив 5-й и 6-й транши кредита, но и получить доступ к значительному финансированию в других, традиционных для Беларуси сферах взаимодействия с Россией». «Однако утяжеление каждой сделки всевозможными условиями, попытки реанимировать «маятниковую» внешнюю политику, проблемы в реальном строительстве ЕЭП будут по-прежнему служить причиной для напряженности в белорусско-российских отношениях», — делают ученый вывод эти, знающие суть дела, люди.
Среди других дискуссионных вопросов, которые, вероятнее всего, удостоились обсуждения Лукашенко и Путиным, стала весьма возможная переориентация транзита белорусской продукции из портов Литвы и Латвии в порты Ленинградской области России. По словам Лукашенко, они уже принципиально договорились с Путиным «о переориентации больших объемов грузов, в том числе калийных удобрений, с портов балтийских государств на ваши порты». Однако более длинные расстояния до российских портов можно успешно компенсировать только существенным понижением железнодорожных тарифов. Как легко догадаться, это в настоящее время — самый весомый камень преткновения между сторонами.
Еще одним интеграционным объединением является создание белорусско-российского трейдера «Союзкалий». Около месяца тому назад акционеры «Беларуськалия» и «Уралкалия» одобрили создание «Союзкалия». Однако в данный момент продвиг здесь несколько затормозился, и потому Лукашенко с Путиным имеют реальный шанс придать новый импульс этому процессу.
Ответить