Однако, когда именно 2 апреля 1996 года был заключен Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, а ровно год спустя, опять же именно 2 апреля 1997 года, в Первопрестольной президенты двух стран подписали Договор о союзе Беларуси и России во Владимирском зале Большого Кремлевского дворца (с тех пор этот день отмечается как День единения Беларуси и России), мне сразу подумалось, что это все неспроста, и столь плотное соприкосновение этих событий с Днем дураков не может не наводить на определенные размышления и аналогии.
С того благословенного момента уже ровно шестнадцать лет ни шатко, ни валко катится по постсоветскому пространству скрипучая телега белорусско-российского союза, то и дело подпрыгивая на неровностях нашего бытия, на ухабах и рытвинах газовых, молочных и разного рода иных «войн». Хоть шестнадцать годков – солидный кусок времени, и в свете прошедших лет надо было полагать совершеннолетие Союзного государства, фактически его нынешний «возраст» адекватен и с большим трудом дотягивает до старшей группы детского сада.
Судите сами: согласно первоначальному замыслу, в Союзе предполагается полная унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), общая валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства). Что до символики Союзного государства, то она еще не рассматривалась даже гипотетически, и путь до ее утверждения представляется мне столь же далеким, как и к общей валюте.
Если вы помните, Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года. Вскоре планы были отодвинуты на 1 год, но ни в 2005, ни в 2006 годах единая валюта так и не появилась в природе. 2 февраля 2006 года на пресс-конференции в Минске директор Национального Банка Беларуси Петр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007 года, что тоже осталось в сфере благих намерений.
Предполагалось (и с точки зрения здравого смысла вполне обоснованно), что единой валютой Союзного государства должен был стать российский рубль. И все, казалось бы, ничего, не упрись окончательное решение этого вопроса в «извечный спор славян» — на сей раз по поводу предполагаемой валютной реформы. При этом Беларусь категорически настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от своей национальной валюты – белорусского рубля и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей в новом их качестве. Хорошо понимая, чем это может быть чревато, российская сторона решительно не приемлет таких условий.
Стоит припомнить, что идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Беларуси Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994 года) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский Союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Беларуси, президент Лукашенко высказал явное разочарование создавшейся ситуацией. В январе 2007 года в интервью белорусским и иностранным журналистам он откровенно признал, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…».
Однако, уже на стыке 2007 и 2008 годов, процесс интеграции вновь существенно активизировался. Президентами России и Беларуси были рассмотрены подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен был стать Владимир Путин, чьи полномочия как президента России истекали в мае 2008 года. Улавливаете, высокочтимые дамы и господа, где здесь собака зарыта? Настроившись не нарушать Конституцию России, запрещающую третий срок кряду пребывания в президентском кресле, кремлевские стратеги удумали обходной маневр с образованием президентствующего «тандема» и на всякий пожарный случай подстраховались «запасным вариантом», создав с этой целью соответствующую ситуацию в Союзном государстве Беларуси и России.
Но рокировка на российской политической шахматной доске прошла без сучка и задоринки, в то время как на союзном фронте явственно обозначился целый ряд экономических и политических противоречий (в виде «молочной» и других «войн»), и дальнейший процесс интеграции пошел с существенной пробуксовкой. Кроме того, отношения к союзу с Россией под воздействием конъюнктурных посылов, возникавших на потребу текущего момента, у деятелей государственной пропаганды и идеологии начали меняться в худшую сторону.
Так, согласно результатам социологического опроса, проведенного Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить Союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить. Вместе с тем российские СМИ поставили под сомнение результаты этого опроса, обвинив его организаторов в ангажированности. В то время, как белорусские политологи утверждают, что ситуация эта вполне реальна и отражает существующую динамику.
В 2010 году по причине значительных осложнений в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, разногласий между главами государств интеграция практически остановилась. До 2011 года проект тихо и однозначно «умирал» по причине различия интересов обеих стран. Однако заметное потеплений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Вместе с тем бытует распространенное мнение, что Беларусь оживляет проект в основном по причине своего тяжелого экономического положения.
А между тем так и не оперившийся политический птенец, которым по своей сути является Союзное государство Беларуси и России, не раз привлекал к себе внимание родственных душ. В 2001 году президент Молдавии Владимир Володин сразу после своего избрания озвучил планы вступления его страны в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, поскольку Молдавия заявила о своем намерении войти в Евросоюз. Украина не планирует вступления в Союзное государство, поскольку только Коммунистическая и Прогрессивно-социалистическая партии выступают за такое вступление.
В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу. Теперь, когда она пробилась к власти и может легко осуществить эту затею, бывших оппозиционеров смущает лишь упорное нежелание Лукашенко выдать им братьев Бакиевых. О желании присоединиться к Союзу заявляли Сербия, самопровозглашенная республика Приднестровья, Абхазия и Южная Осетия. Дошло даже до того, что в 2009 году большой оптимист Павел Бородин выступил с серией заявлений о том, что через 10-15 лет в состав Союза войдет вся Европа. «Как и Америка, если реально смотреть на вещи», — пламенно убеждал всех этот большой фантаст.
Ответить