Тема семинара – «Культурно-историческое наследие как ресурс развития территории и местного сообщества. Опыт и практика». Его провели руководитель проекта «Брест-2019», директор по проектам Ассоциации менеджеров культуры москвичка Инна Прилежаева и маститый эксперт из Австрии, доктор истории искусств, музейный проектировщик и маркетолог Дитер Богнер. Он умудрён богатым опытом непосредственного участия в создании «Музейного квартала» в Вене, «Кафедрального квартала» в г.Зальцбурге, плана «Мистецкого Арсенала» в Киеве, проекта музея А.С.Пушкина, Нового музея современного искусства в Нью-Йорке, в котором размещена его частная коллекция и в попечительский совет которого он входит.
Не всегда нужно тратить деньги на восстановление
Перед началом семинара его участники совершили групповую экскурсию по Брестской крепости, включая ранее закрытое для туристов Тереспольское укрепление (Пограничный остров), и ознакомились с экспозицией Музея обороны Брестской крепости. В конференц-зале музея австрийский эксперт попросил участников семинара анонимно ответить на три вопроса анкеты: «Какие ассоциации возникают, когда Вы думаете о Брестской крепости? Какую историю (истории), на Ваш взгляд, должна рассказывать Брестская крепость? Какой Вы видите Брестскую крепость через 10 лет?»
Эксперт с помощью компьютера и проектора продемонстрировал на экране ряд удачных проектов из опыта работы его компании, в реализации которых участвовали архитекторы, дизайнеры, менеджеры по туризму.
«Работая в центре г.Зальцбурга, мы разработали так называемый «Кафедральный квартал» и представили его в качестве нового туристического продукта, — пояснил Д.Богнер. – Рядом с Веной герцоги Эстергази имели свой замок, оранжерею, сады, и мы интегрировали их в небольшой городок. Недавно открыли Музей природы и естествоведения в австрийском городе Грац. Мы работаем над разработкой концепции новых музейных зданий и курируем новые экспозиции и выставки.
Стараемся обрамлять современное искусство в рамки объектов культурного наследия, некоторые из них мы сознательно не восстанавливали. Запомните: далеко не всегда нужно тратить деньги на восстановление чего-то. С одной стороны, мы экономим деньги, с другой – создаём более качественную атмосферу. В музеях есть камни зданий, которые уходят в XII—XVII века.
Общественно-культурные места и пространства: я вам покажу одно из мест в Германии, где с 1777 года стоит замок. Вы видите: стоит рамка с картиной. На самом деле – в искусственной рамке виден ландшафт настолько живописный, что выглядит, как картина. Мало того, глядя на эту картину, зрители видят дальше, в рамке поменьше, ещё одну живописную картину ландшафта. Это и есть эффективное использование общественного культурного пространства, когда неизвестно, где оно начинается и где заканчивается.
Предлагаю обсудить последние тренды и направления развития в мире музеев. Сейчас прежде всего уделяется внимание активному вниманию посетителей к самим экспонатам и интегрированию в музейный бизнес элементов самого города. Потому что музей будущего – это то, что является и будет являться общественной платформой.
Музей должен инициировать общественное единство не только внутри музея, но и за его стенами. Он должен отвечать за проведение культурных дискуссий во всём городе, и пользователи музейного продукта уже не будут его пассивными получателями, а будут активными участниками музейного процесса.
Не заходя в здание, можно понять, где и что находится
Но для того, чтобы это сделать, нужно изменить отношение к осознанию общественной платформы. Это даёт импульс для новых научных работ, для разработки концепций и производства новых музейных продуктов. Создаётся постоянное движение от социума в музей и обратно.
Важным элементом этой концепции является её прозрачность. Музей, построенный в Италии, полностью соответствует всем последним трендам музейного дала: здесь находятся магазин, столик информации для туристов, образовательный центр, администрация, библиотека, где ведутся научные исследования, и лекционный зал. Практически не заходя в здание, вы можете понять, где и что находится.
Вторая концептуальная идея – это завоевание новых территорий. К примеру, Новый музей современного искусства в Нью-Йорке каждые два года организует фестивали под названием «Город идей», к проведению которого привлекает до 150 организаций, официальных и общественных. Они представляют там свои идеи о будущем Нью-Йорка, о том, как должны жить в этом городе. Обычные подростки там выступают в качестве репортёров, а архитекторы представляли проекты, как можно организовать места для проживания бездомных. Отдельная экспозиция – о проблеме утилизации мусорных отходов. Вся эта работа была проведена 35 работниками музея. В прошлом году аналогичный фестиваль «Город идей» прошёл в Стамбуле.
Здесь, в Бресте, вы должны задаться вопросом, какую историю вы хотите рассказать туристам. Ведь у вас есть крепость – одно из крупнейших фортификационных сооружений такого типа в Европе.
Каков «музейный продукт»?
Сразу скажу: нет каких-то чётких, устоявшихся правил, как вести музейное дело. Какой продукт мы можем предложить посетителям, чтобы они смогли его купить? Мы прежде всего хотим, чтобы сюда приезжали люди. Не всё упирается в хранилища или галереи. Мы продаём новый опыт, новое содержание, атмосферу, приятные ощущения, потому что по большому счёту все коллекции музеев одинаковы, будь то археология, коллекция картин или исторические музеи.
Так, новый продукт – «Кафедральный квартал» в Зальцбурге, который мы создаём, объединяет в одно целое дворец, галерею в стиле барокко, кафедральный собор, городской музей, сокровищницу монастыря Святого Петра, которые посетители могут обойти за один тур, купив карту всех музейных объектов и единый билет.
Мне кажется, что в концепции развития Брестской крепости стоит задуматься в этом же ключе. В рамках этого комплекса могут сосуществовать различные организации – независимо друг от друга.
Концепция «пустых галерей», где можно посидеть и подумать, что в них разместить или провести. Это вроде галереи новинок. Например, на 20 залов Зальцбургского музея профессионалами-искусствоведами уже отобрано 146 кандидатов-художников, известных, малоизвестных и неизвестных, которые приводят с собой своих друзей, коллег и знакомых.
А в самом городе подбираются люди, которые берут под протекцию какой-то один зал. В пустые галереи из запасников музея помещались многие экспонаты.
Через 10 лет Брестская крепость без изменений?
Суммировав анонимные ответы участников семинара, эксперт Дитер Богнер проанализировал их. Оказалось, что у большинства респондентов Брестская крепость вызывает ассоциации исторической памяти, чувства патриотизма, ощущения руин, архитектуры XIX века, Вечного огня. Лично сам эксперт получил впечатление о государственной границе, проходящей рядом с крепостью:
«Я испытал очень важный эмоциональный опыт, когда находился вне территории Шенгенской границы, которую ограждает колючая проволока: необычный вид и символ, о чем нужно рассказывать туристам, которые будут приезжать сюда. Таким образом, можно объединить историю и наше время. Здесь есть такой уникальный остров, который обнесён колючей проволокой (Пограничный остров, или Тереспольское укрепление. – Авт.). Может, границу интегрировать в общую идею концепции развития Брестской крепости и прилегающих территорий? Когда солдаты открывают ворота, это оставляет неизгладимое впечатление».
На вопрос, какую историю (истории) должна рассказывать Брестская крепость, эксперт подытожил ответы: история войны, катастрофы 22 июня 1941 года, истории героизма, трагедии, частные истории людей, историю мировых войн, Российской империи, Польши, историю местной фортификации, архитектуры XIX века, Брестской унии…
А на вопрос, какой видится Брестская крепость через 10 лет, достаточно большое количество опрошенных ответило, что они видят её без изменений. Другие видели крепость в виде многофункционального культурного центра, музея-парка, зоны отдыха, ботанических садов, туризма, музеев оккупации и насилия, войны в Беларуси.
Дитер Богнер попытался заглянуть в будущее: «Представьте себе, что через десять лет ситуация изменится, поток туристов иссякнет, и мемориалу придётся выживать за счёт городского населения, для которого он является частью его жизни. Брестчане, видимо, захотят заработать деньги за счёт туризма, за счёт исторических реконструкций баталий. Может быть, стоит задать вопрос: чего не хватает в Брестской крепости, и организовать недостающее на пустующих пространствах? Можно вообще изменить атмосферу в крепости, подумайте об этом и не бойтесь «диснейлендов».
Считается, что не стоит вносить какие-то кардинальные изменения в общий имидж объекта, а параллельно можно развивать какие-то индивидуальные идеи, — заключил эксперт. – Этапы продолжения работы – это изучение всей территории Брестской крепости и прилегающих к ней территорий, в частности, музея ж.д. техники, который, конечно, требует дальнейших инвестиций и развития, а также территории, соединяющей крепость и центр города Бреста.
Нам нужно взглянуть на всё это, может быть, в 50 км вокруг Бреста с высоты птичьего полёта. Затем мы должны рассмотреть все варианты развития, все пожелания и видения, чтобы на всей этой огромной территории осуществлять полезную деятельность, и решить вопрос, кто это готов профинансировать. Другими словами, если у вас есть хорошая идея, нужно найти деньги под неё.
Мы должны выяснить, какие территории должны сохранять в неизменном виде или с минимальными изменениями, чтобы привлечь сюда посетителей. И нужно точно знать их запросы и потребности в культурных объектах. Но основной вопрос: какая всеобъемлющая идея объединит в себе все подходы и позволит автономно развиваться другим идеям? Потому что разнообразие на такой огромной территории – это необходимая вещь. Но в то же время одно разнообразие в данном случаев – не тот продукт, который нужно продавать.
Надеюсь, вы сможете найти ответ на этот вопрос к декабрю и организовать интерактивное обсуждение с жителями города Бреста. Это шаг за шагом выведет нас к основной идее, и мы сможем протестировать, как она будет работать на практике. Но изменения нужны, главное, чтобы они были качественными и не изменяли общий имидж этого объекта, не умаляли трагедию и драму, которые развернулись здесь в своё время. Но на что делать упор – на войну или на мир, этот вопрос мы ещё должны обсуждать”.
7 лет дискуссий: каким быть центру Вены?
Затем австрийский эксперт представил участникам семинара в Бресте «Музейный квартал» в Вене. Любопытно, что и там в своё время городские власти хотели построить на пустующей территории в историческом центре столицы ультрасовременные супермаркеты. Но деятели культуры выступили с критикой такого подхода, и, к счастью, городское управление изменило своё мнение и решило всё-таки сделать там культурный центр. Городские власти обратились к директорам государственных музеев Вены¸ чтобы совместными усилиями выработать концепцию развития центра австрийской столицы.
«Был организован архитектурный конкурс, в результате которого отобрали 8 проектов-кандидатов, — рассказал Дитер Богнер. — Появился новый министр культуры, который не знал, что делать с этими проектными предложениями, – и ничего не менялось. Через год пришёл ещё один министр, который обратился к моему приятелю и ко мне, чтобы мы сделали то, что считали нужным. Мы разработали концепцию, чего не хватает Вене: музея современного искусства, архитектурного центра, детского театра и музея, места для современных танцев, дизайнерских площадок. И был проведён второй тур архитектурного конкурса, который выявил победителя.
Многим людям не понравились современные здания в историческом центре Вены. Потребовалось 7 лет дискуссий, за время которых в Австрии сменилось несколько правительств, и самая крупная газета страны выступила против этого проекта. В результате такого давления мы были вынуждены уменьшить размеры современных зданий: просто не стоит «высовывать голову» над старыми зданиями».
«Нам нужно быть современными и немножко «провокационными, — заметил Дитер Богнер. – К примеру, можно демонстрировать древнеегипетское искусство дедовскими методами, а можно – с учётом новых веяний.
Вы должны описать те продукты, которые предлагаете в рамках своего бизнеса, насколько эффективно работает ваша организация. Этому служат телефоны доверия, социальные сети, которые можно использовать для обратной связи с людьми. Успешность музея определяется не количеством посетителей, а престижем, каким они пользуется в музейном сообществе».
Если отстроить старый город, это будет «Диснейленд»
После 3-часового выступления Дитер Богнер ответил на ряд вопросов, в том числе и на вопрос корреспондента «БК»:
— Ваше мнение: какой должна быть Брестская крепость? Такой, какой она была до нападения в июне 1941 года, или надо восстанавливать старый город, который крепость когда-то, в XIX веке, стёрла с лица земли?
— Если отстроить старый город Брест, он превратится в «Диснейленд» и никогда не сможет отразить ту трагедию, которая развернулась здесь во Вторую мировую войну…
В завершение выступления эксперт резюмировал: “Брестская крепость характеризуется большой территорией и различными компонентами, которые мы должны тщательно проанализировать, выделить приоритетные – и, надеюсь, к декабрю мы сможем выработать общее решение”.
0 комментариев
Anonymous User
11.04.2013 в 09:48Олег
11.04.2013 в 09:48«Когда солдаты открывают ворота, это оставляет неизгладимое впечатление». O ja! Das ist fantastisch! Может стоит еще добавить свирепых овчарок у конвоиров в форме НКВД, периодическую стрельбу в воздух и как бонус — удар прикладом в плечи? Бутафорская линия Сталина позеленеет от появления туристического конкурента.