Думаю, я не ошибусь, если скажу, что большая часть человечества живет как придется, день ото дня, решая те или иные жизненные задачи по мере их поступления. Некоторая часть (не сказать, чтоб слишком малочисленная) выстраивает собственную жизнь как некий бизнес-план: стремится к заданному результату, последовательно выполняя пункт за пунктом. И лишь единицы пишут эту самую единственную и неповторимую человеческую жизнь по законам художественной прозы – авантюрного, приключенческого или плутовского романа. Биография таких людей наполнена взлетами и падениями, множеством встреч и невстреч, совпадениями и неувязками, смешением и путаницей дат и событий. Зачастую такая жизнь и такой литературный роман ведут к неудаче, провалу. И это неудивительно. Поди разберись во всех хитросплетениях сюжета, хаотичных перемещениях персонажей, кто кого и за что. И зачастую сам герой, он же творец этой «литературной» жизни, бесследно исчезает в исторической перспективе.
Таких героев-авантюристов очерков «Фамильного древа Брестчины» было уже немало. Можно вспомнить имена уроженца Кобрина, наполеоновского генерала Сикстуса Эстко, польского писателя из Ляховичей Сержиуша Песецкого или чешского музыканта, участвовавшего в восстании Костюшко и окончившего свою богатую на приключения жизнь в Брест-Литовске Игнаца Гельда. В отличие от этих персонажей нашей бурной истории, сегодняшний герой «Фамильного древа» удалился в историческую перспективу по-английски, не попрощавшись.
Экземпляр трилогии Вячеслава Разумовича-Хмары «Гримасы мировой войны» с автографом автора для первого президента Чехословакии Томаша Масарика хранится в Национальной библиотеке Чехии. Пожалуй, единственным, кто всерьез занимался манускриптом уроженца Брест-Литовска, был тоже наш земляк, белорусский поэт, писатель и переводчик Макс Щур, живущий нынче в Праге. Вот с его помощью и размотаем клубочек этой запутанной жизни. Или – напустим еще большего тумана, это уж как получится…
Потомок гетмана Украины
Как и полагается, генеалогия у таких героев длинная и героическая. По словам самого Вячеслава Разумовича, родился он в Брест-Литовске в 1889 году в семье помещика Ивана Андреевича Разумовича. Прадед его, граф Разумович, якобы был при Екатерине Великой гетманом Украины. В наших краях семья Разумовичей оказалась где-то в середине XIX века. Помимо Вячеслава у Ивана Андреевича было еще три сына – Иосиф, Никанор и Владимир. (Никанор заслуживает отдельных слов, о нем чуть ниже). Наш герой был самым младшим. После смерти отца в 1905 году шестнадцатилетнего Вячеслава отправляют практически на другой конец империи, на Кавказ, в Тбилиси, в тамошнюю военную академию. Под присмотр старшего брата Владимира, который служит при графе Воронцове. Тут как раз начинается большая заваруха под названием «первая русская революция». Владимир, видимо, решает, что в «боях роковых» ему за братом не уследить, и отсылает его к Иосифу, который служит под началом князя Волконского, в Вильно. (Вообще, так оно и будет, на протяжении всей жизни он то и дело будет сталкиваться со знаменитостями и сильными мира сего. Они просто-таки ему проходу не будут давать). Здесь, в Вильно, паренька устраивают на офицерские курсы. Он знакомится с племянником Пилсудского Болеславом. Когда, наконец, революционная буря улеглась, Вячеслав отправляется в Петербург, где учится на военного инженера.
На Дону. На Буге ли?
Империя-то огромная, но с какой же легкостью наш пострел везде поспевает! Прямо-таки как мушкетеры за алмазными подвесками королевы из Франции в Англию и обратно. После получения диплома военного инженера Вячеслав Разумович объявляется на Дону, среди казачьего войска. Видимо, участвует в планировании и строительстве плотин. Заодно, как говорит Макс Щур, «заражается романтикой казачьей вольницы». Здесь настигает его Первая мировая война.
Бравого вояки из потомка гетмана не выходит, отлынивает, за что получает нагоняи от начальства. А в довершение к подобному отношению к военной службе – получает тяжелое ранение в челюсть. На этом его воинская карьера практически заканчивается. Дальше – лечение в московском госпитале и, как и положено герою-романтику после ранения, – награда: романтическая встреча и быстрая женитьба. Возлюбленная Вячеслава тоже была из наших краев – из Гродно.
Номинально он еще числится в составе русской армии, вроде бы его переводят на румынский фронт. Когда в Петрограде большевики берут власть в свои руки, Разумович гостит в Киеве, у брата Никанора, священника. Каким-то образом возносится до поста главного интенданта гетмана Скоропадского, попадает в плен к петлюровцам, которые, по законам жанра, милостиво его отпускают. Разумович возвращается в родные пенаты, где объявлена Белорусская Народная Республика.
На минутку отмотаем пленку назад. Дело в том, что в Памятных книжках Гродненской губернии на 1914 год помощником начальника уездной тюрьмы Брест-Литовска значится Разумович Вячеслав Иванович. Что это – полное совпадение имени? Или действительно двадцатипятилетний военный инженер какое-то время был служителем пенитенциарной системы?..
Отец Никанор
Вообще с сыновьями Ивана Андреевича творилось что-то неладное, будто злой рок какой висел над ними. Иосиф покончил жизнь самоубийством в Риге в 1929-м. А Никанор, старше Вячеслава на шесть лет, еще с юных лет определился со своим будущим. Окончил Литовскую духовную семинарию. На рубеже веков был назначен учителем в одну из церковно-приходских школ Ковенской губернии. Одно время служил в Бакинской епархии. Затем вновь вернулся в Литву, в 1907 году был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем одной из церквей Виленской епархии. Затем, видимо, был переведен в Киев и, как пишет Вячеслав Разумович, выступал как защитник крестьян, ездил даже с петицией к царю, за что чуть было не поплатился. Расплата за служение Богу и людям пришла позже. В 1932-м отца Никанора выслали в Северный край «за антисоветскую агитацию» на три года. В 1936-м – вновь арест, на сей раз – за «контрреволюционную деятельность». Уже в лагере был приговорен особой тройкой НКВД к расстрелу в 1938-м. «Контрреволюционная агитация» отца Никанора заключалась в том, что он, якобы, утверждал, что социализм в СССР строится по методу Ухтпечлага. Что ж, сие утверждение не так уж далеко было от истины.
Между молотом и наковальней
Возвращаемся в 1918-й. Разумович с женой возвращается на родину. Старый мир рухнул, новый еще не построен. А жить надо «здесь и сейчас». У жены в Гродно осталась какая-никакая собственность. Бывший царский военный инженер вступает в местное отделение «Белорусского национального комитета». Попутно организовывает кооператив «Белая Русь». С размахом, направо и налево, торгует алкоголем, табаком и всем, чем только можно, снабжая то польскую, то Красную армии. Наверняка, не обходилось и без контрабанды. Тот же Сержиуш Песецкий прекрасно описывает все эти мутные дела тех мутных времен в одной из своих повестей. Естественно, что новоиспеченного негоцианта подозревают: одни – что он большевик, другие – в сотрудничестве с польской разведкой. (Мир не меняется, то же самое происходило на наших глазах в 90-е). От греха подальше Разумович перебирается в Вильно, мотивируя переезд тем, что это город его юности. Что ж, сантименты, ностальгия…
«Атаман»
Но и в Вильно надолго он не задерживается. У каждого романтического героя свои ветряные мельницы. Гражданин Литвы Вячеслав Разумович поступает на военную службу. В годы Первой мировой храбростью он, если помните, не отличался. Но ведь ностальгия…
Его направляют в Ковно и поручают собирать партизанские отряды для борьбы с поляками. Еще один сюжетный ход. Вот где пригодилось знакомство с укладом жизни донских казаков.
Но и здесь по большей части велись не боевые действия, а банальные купля-продажа, спекуляции, опять контрабанда и денежные операции. Нет-нет, однажды партизанам удалось сорвать выборы в польский сейм в одном из районов. Выкрали урну для голосования. Одно, как говорится, другому не мешает. Было еще восстание 1923 года, якобы, по его приказу, которое, естественно, потерпело поражение. Была и переправа почти сотни партизан на советскую территорию, фактически бегство от поляков. Вот и вся партизанщина… Ах, да, именно партизаны дали ему кличку «Хмара» — «Туча».
Галопом по Европам
В 1924 году Разумович переезжает в Прагу. Правильнее было бы сказать — бежит. Литовцы обвиняют его, как сейчас говорят, в «нецелевом использовании средств». Где бы он ни появился, его отовсюду гонят, депортируют, обвиняют в шпионаже. Все его прожекты, будь то политические, будь то финансовые, лопаются, как мыльные пузыри. В 1926-м, с разрешения властей, он вновь наведывает Литву, а его на два года «запирают в темный бокс». По заступничеству чешских властей его дело передают в военный суд, и тот оправдывает его. В Литву он больше ни ногой. Кенигсберг, затем Берлин, опять Прага.
В начале тридцатых Разумович в Париже. Общается с издателем эмигрантской газеты «Общее дело» Владимиром Бурцевым. В это же время пишет и издает в Праге первый том своей трилогии. Последний том выходит в 1937-м. Первая и третья части написаны им по-русски и переведены на чешский. Вторую – он пишет по-чешски. Автор сам пытается продавать свое творение, делает наивные маркетинговые ходы. Все безуспешно. Последние сведения о нашем герое датируются 1937 годом. Занавес.
Главный герой собственной жизни и книги так и не вышел на поклон. Зрительный зал замер в преддверии грядущих катаклизмов.
0 комментариев
Anonymous User
14.04.2013 в 04:54Татьяна
14.04.2013 в 04:54Владимир, Вам пора все главы Вашего проекта соединить в одну книгу
Михаил Кузьменук
17.04.2013 в 14:27Прочитал с интересом. Благодарю автора за проделанную работу.
Ihar Baranouski
19.04.2013 в 21:13Выдатна, што берасьцейцы даведаліся яшчэ пра адну каларытную постаць, якая паходзіць з нашага Берасьця. АЛЕ…
Маю вялікае сумненьне, што аўтар зразумеў, што гэта была за асоба — Вячаслаў-Разумовіч і чым ён займаўся насамрэч у кантэксьце сваёй эпохі, прыкрываючыся многімі пабочнымі відамі дзейнасьці. Прынамсі, У. Глазаў зразумеў яго яшчэ менш, чым літаратар Макс Шчур. Яўна бракуе веданьня беларускага гістарычнага кантэксту для разуменьня логікі дзеньняў Разумовіча-Хмары. (У У. Глазава яго псеўданім — поўная жэсьць: «Туча»!!!) Атрымалася, аўтар у сваім тэксьце практычна пазбавіў беларускага асьпекта ў жыцьці і лёсе Разумовіча-Хмары. І яго вялікая замілаванасьць да Белавежскай пушчы, выказаная ва ўласнай кнізе, зусім не здарама… Сьпецархівы, у тым ліку і наш, берасьцейскі дзяржархіў, думаю, яшчэ прыадкрыюць некаторыя старонкі яго дзейнасьці як атамана Хмары…
Каб больш зразумець логіку дзеяньняў Разумовіча, яго стаўленьне да тых жа расейцаў і палякаў, трэба было б хоць бы прывесьці адну ягоную цытату з уласнай кнігі, што выйшла ў Чэхіі (яе прыводзіць М. Шчур):
“Беларускі народ у Расеі першым перамог татарскае іга, зноў-такі першым дасягнуў росквіту культуры, і гэты добры народ найбольш дзейна бярог ня толькі праваслаўе, але і стрымліваў напор нямецкіх крыжакоў, гэтаксама як ціск палякаў на вялікую Расейскую імпэрыю. Урэшце, ён сам стаўся ахвярай няўмеранага шавінізму. Польская шляхта лічыла беларусаў “быдлам”, а Вялікарусы так любілі беларусаў, як мачыха пасынка. Нядзіва, што расейская ўлада прысьвячала мала ўвагі беларускаму народу, і гэта было зь яе боку наўмысным. У беларусаў не было дастаткова зямлі, дастаткова школ, шпіталёў і іншых культурных сродкаў, такіх звычайных і натуральных у іншых. Мой брат (а. Ніканор Разумовіч — ІВ.) пісаў мне аднойчы пра беларусаў: Беларусь ёсьць адзінай чыстай скарбонкай славянства. У Беларусі захаваліся як народныя касьцюмы (бела-шэрыя сьвіткі), так і казкі, песьні, звычаі, асабліва вясеньні танец у коле з песьнямі—карагод.” (ч.2, ст.87-86).
Каму цікава — раю лепш пачытаць дасьледаваньне Макса Шчура (бо тут выйшла занадта павярхоўна, калі не сказаць больш):
http://www.niamiesta.se/archiu/november2009/razumovich/razumovich.htm
І яшчэ адна жэсьць У.Глазава, так між іншым, пра «польского писателя из Ляховичей Сержиуша Песецкого». «Сержиуш» — гэта на якой мове?! Хоць бы ўжо «Сергиуш»! А наогул Сяргей Пясецкі нават размаўляць па-польску ня ўмеў, гаварыў па-беларуску і па-расейску! Польскай ён больш-менш навучыўся ўжо сядзячы ў турме. Між іншым, у лёсе Разумовіча і Пясецкага вельмі шмат агульнага…
Николай Разумович
21.04.2013 в 11:59О брате героя Вашего очерка о. Никаноре Вы написали отдельную главу, но уж совсем поверхностно… «в 1907 году был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем одной из церквей Виленской епархии. Затем, видимо, был переведен в Киев…».
В блоге протоиерея Анатолия (Попова) упоминается, что священник Никанор с 1907 по 1911 гг. был настоятелем Свято-Покровской церкви. Село Осиногородок. (Белоруссия). Еще одно существенное дополнение к описанию о. Никанора. На размещенной фотографии священнослужителя видна награда: орден Святой Анны III ст. с мечами, которая давалась только за боевые заслуги! (Насколько мне известно, участие в Брусиловском прорыве).