КИТАЙСКАЯ КАРТА
В минувшую пятницу, 17 мая, белорусский президент Александр Лукашенко встретился в стольном граде Минске с членом Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая, заместителем председателя Центральной военной комиссии Китайской Народной Республики генерал-полковником Сюй Циляном. «У нас есть ряд интересных совместных проектов. Я готов, если это необходимо, обсуждать сегодня перспективы этих проектов, ход их реализации. Скажу откровенно: мы очень рассчитываем на углубление военно-технического сотрудничества между Беларусью и КНР с целью усиления нашей обороноспособности», — признался «долгоиграющий» глава нашей республики.
Как отметил Александр Лукашенко, визиты высоких руководителей военной сферы Китая свидетельствуют о доверительном сотрудничестве двух стран в этой области. «Наше торгово-экономическое, политическое сотрудничество, которое выражается в том числе и в обмене визитами очень высокого уровня, говорит о том, что у нас установились очень близкие отношения стратегического характера, и в Беларуси это очень высоко ценят», — подчеркнул белорусский президент.
В свою очередь Сюй Цилян отметил, что целью его визита является укрепление стратегического доверия между Беларусью и КНР, а также укрепление сотрудничества в гражданской и военной областях, традиционно дружественных отношений. При этом он подчеркнул, что и в Беларуси, и в Китае уделяют большое внимание развитию стратегического сотрудничества между нашими странами. В завершение встречи Сюй Цилян передал Александру Лукашенко наилучшие пожелания от имени председателя КНР Си Цзиньпина.
Между тем, новый лидер Китая Си Цзиньпин взял курс на экономические реформы в своей стране. Он принял активное участие в составлении амбициозного плана реформ, направленных на возрождение экономики в своей стране. Суть в том, что руководители китайского государства последней формации пришли к консенсусу: реформы – единственный способ вернуть вторую мировую экономику к более устойчивой базе. Их мнение зиждится на том факте, что китайский ВВП растет самыми медленными темпами за последние 13 лет, хоть и такой темп вполне способен вызывать зависть у любой крупной экономики мира.
Си Цзиньпин представит план реформ на ожидаемом в октябре Третьем пленуме 18-го Центрального комитета Компартии Китая, определяя программу действий на следующее десятилетие. Это порождает исторические параллели и может свидетельствовать о серьезном стремлении председателя КНР к крупным прорывам. Достаточно вспомнить, что патриарх китайских реформ Дэн Сяопин дал им старт на Третьем пленуме 11-го ЦК партии в 1978 году, спасая экономику страны, оказавшуюся на грани коллапса после гибельной «культурной революции» Мао Цзэдуна.
Вместе с тем некоторые источники в китайских кругах предупредили, что планируемые реформы могут встретить сопротивление заинтересованных кругов, особенно госкомпаний. В целом новые меры будут направлены на либерализацию процентных ставок и модернизацию бюджетной системы местных правительств, что позволит им иметь стабильный приток налоговых выступлений вместо того, чтобы полагаться на продажи земли для привлечения средств. Реформы также смягчают негибкую систему регистрации по месту жительства, которая не дает людям доступа к базовым социальным услугам за пределами области их прописки.
«Команда высшего уровня подготовила проект плана реформ для собрания партии, в чем Си принял личное участие, — сказал экономист из ведущего государственного научно-исследовательского института. – Си очень хочет увидеть реальные изменения». Но применение новых стимулов, судя по всему, обсуждаться не будет после того, как премьер-министр Ли Кэцян сказал в минувшую среду, что у Пекина осталось не так много возможностей для использования государственных расходов в целях поддержки экономики.
«Экономическая модель Китая достигла точки, где ее необходимо пересмотреть, хотя о реформах, возможно, проще говорить, чем проводить их, — сказал Ши Сяоминь, заместитель руководителя Общества экономических реформ Китая, государственного института в Пекине. – Осознание кризиса у Си и Ли значительно выше, чем у их предшественников». Стоит напомнить, что вышеупомянутые Си и Ли заняли свои посты в марте, в ходе передачи руководства в стране, происходящей каждые десять лет.
Критики говорят, что предыдущая администрация председателя Ху Цзиньтао и премьер-министра Вэнь Цзябао откладывала экономические реформы и не смогла справиться с последствиями программы стимулов в размере четырех триллиов юаней (650 миллиардов долларов), которую Китай реализовал в 2008 году. Эта программа оградила страну от мирового финансового кризиса, но оставила после себя огромные долги у провинциальных администраций и рекордные цены на недвижимость.
«Си и Ли, напротив, склоняются к реформам, а не к краткосрочным политическим стимулам для поддержки экономики. Они больше хотят справиться с помощью реформ с долгосрочными проблемами. Экономический спад в Китае в основном вызван структурными факторами», — сказал Ван Цзюнь, главный экономист Центра международного экономического обмена, связанного с правительством института в Пекине.
ПО ТОНКОМУ ЛЬДУ
Автору книги «Кто взорвал минское метро» журналисту Олегу Груздиловичу вынесено прокурорское предупреждение о недопустимости нарушения законодательства, в частности – «распространение необъективной и сознательно искаженной информации». Таковой информацией наши чиновники считают любую версию о взрыве в метро, которая отличается от официальной. Эксперты же отмечают, что пока существует уголовная ответственность за дискредитацию Беларуси, любой журналист, критикующий власть, ходит по тонкому льду. Прокуратура считает, что в своей книге автор ставит под сомнение «объективность официальных результатов расследования уголовного дела по факту взрыва в Минском метрополитене, а также справедливость белорусской судебной системы в целом».
Медиааналитик Павлюк Быковский заявил, что, не являясь юристом, не может дать правовую оценку сюжету с Груздиловичем, но как журналист четко видит следующую проблему: белорусские правоохранительные органы категорически не согласны с тем, что журналисты могут производить собственное расследование и вторгаться в ту сферу, которую силовики считают полностью своей. «При и без того единичных случаях, когда журналисты проводят расследование по острым политическим или общественным вопросам, это предупреждение очевидно будет отбивать охоту у остальных заниматься подобными вещами», — сказал аналитик, подчеркнув, что в Беларуси и без того практически не проводятся журналистские расследования, поскольку тому препятствуют как политические, так и экономические причины.
Ответить