«Жизнь прожить – не поле перейти», — сказал Борис Пастернак, будучи в преклонном возрасте. Очевидно, что человек в юные годы над этим полем-жизнью летит, как бабочка, пытаясь вместить в себя всю красоту, все очарование. И поле это кажется бескрайним. И жизнь кажется прекрасной. Но, увы, над полем-жизнью не только светит солнце и дует ветерок, перенося бабочку с одного цветка на другой. Случаются и пожары. И гибнут в этих пожарах, как водится, самые красивые, лучшие и достойные. Образ бабочки, конечно же, — образ красоты и хрупкости. Но в том-то и дело, что мы знаем немало примеров в человеческой истории, когда хрупкость и красота, принося себя в жертву, становятся символами несгибаемости, мужества и героизма. И таким символом, безусловно, является судьба Кристины Крахельской.
Мы уже стали забывать эти слова, нам неловко их произносить – «мужество», «героизм»… Нам проще сыграть на понижение, употребить циничную сентенцию, закатить глаза, когда кто-то при нас, воспарив, рассуждает об идеалах. Только следует, наверное, помнить, что наличие этих самых идеалов – то немногое, что выделяет нас, людей, из животного и растительного мира.
«Ароматные поля без границ…»
Фольварк Крахельских в Мазурках, относящихся ныне к Ляховичскому району, в котором родилась Кристина 24 марта 1914 года, увы, не сохранился. Семья Крахельских принадлежала к образованному классу, мы бы сейчас сказали – к интеллектуальной элите. Отец – Ян, инженер-металлург, получивший образование в Праге, мать – Янина, биолог. Ее тетя – Ванда Крахельская-Флиппович – младшая сестра Яна – была художницей и одной из активных деятелей Польской социалистической партии. В составе боевой группы партии она участвовала в августе 1906 года в неудавшемся покушении на генерал-губернатора Варшавы Георгия Скалона. Сестра Галина также не избежала склонности к революционному движению, состояла в партии эсеров, участвовала в Октябрьской революции и тоже занималась изящной словесностью. Так оно всегда и бывает: чем образованнее человек, тем выше его духовные и социальные запросы, тем острее он чувствует и видит разницу между тем, как есть и как должно быть. Как писала Цветаева: «Жажда правды небесной против правды земной».
Кристина росла чутким, тонко чувствующим ребенком. Она как губка впитывала окружающую ее красоту родных полесских пейзажей — полей, лугов и лесов. В одном из ее юношеских стихотворений будут такие строчки: «Детство, далекое детство, Ароматные поля без границ, Как же все быстро прошло…»
Отец Кристины – Ян Крахельский – помимо чисто профессиональной деятельности занимался и государственной. Да настолько успешно, что в 1926-м стал мэром Лунинца, а еще через два года – полесским воеводой, чья резиденция располагалась в Бресте на улице 3 Мая (ныне – Пушкинская). Сейчас в этом здании находится консульство Российской Федерации.
В нашем городе Кристина вступила в организацию харцеров (польских скаутов), была командиром одного из отрядов. Параллельно училась в гимназии имени Ромуальда Траугутта, которую окончила в 1932 году.
Детство не отпускает
Да, по-разному складываются судьбы людские. Одни бегут от детских воспоминаний, как от чумы, стараясь заместить эти воспоминания новыми чувствами и ощущениями. Другие – наоборот, снова и снова возвращаются в своих мыслях и чувствах к этим детским годам, испытывая в глубине души ощущения любви, теплоты и покоя. И это как раз случай Кристины Крахельской.
После окончания брестской гимназии Кристина поступает в Варшавский университет на гуманитарный факультет. Изучает историю, географию, этнографию. Наверняка неизгладимое впечатление на юную студентку произвел знаменитый ученый и преподаватель Бодуэн де Куртенэ. Именно он совершил переворот в лингвистической науке, настаивая на исключительном значении изучения живой разговорной речи и диалектов. Главная заслуга преподавателя – суметь заразить студента своими идеями, вдохновить его на новые поиски и открытия. И в случае Кристины Крахельской Бодуэн де Куртенэ получил благодарного слушателя и студента. Она «ударилась» в изучение белорусского фольклора и даже, обладая от природы хорошим голосом, записывала на варшавском и виленском радио фольклорные песни.
Как бы ни была привлекательна студенческая и столичная жизнь, а детство не отпускало нашу героиню. Об этом красноречиво свидетельствует ее магистерская работа под названием «Этнографическая монография о деревне Мазурки Барановичского повята Новогрудского воеводства», защищенная ею в 1939 году.
Warszawska Syrenka
От природы Кристина была наделена не только умом, чуткостью и голосом, но и сумасшедшей красотой. Высокая, пышная блондинка с зелеными глазами – тип славянской богини – наверняка она сводила с ума многих мужчин. И неудивительно, что знаменитый польский скульптор Луиза Нитсхова именно ее выбрала в качестве модели для скульптуры символа Варшавы – Варшавской сирены. Скульптура представляет собой женщину с рыбьим хвостом (сирена – по-нашему – русалка), в правой руке она держит короткий меч, в левой – щит. Памятник был воздвигнут в 1938 году и находится теперь на набережной Вислы.
Символ Сопротивления
Да, в жизни и судьбе таких людей, как Кристина Крахельская, все становится символичным. И года не прошло, как была воздвигнута Варшавкая сирена, – и началась Вторая мировая война и долгие годы фашистской оккупации.
Во время войны она живет то в Варшаве, то в Пулавах, работает лаборанткой на агрономическом факультете Варшавского университета и вместе с матерью в госпитале во Влодаве медсестрой. Но это, так сказать, прикрытие. Кристина – в рядах Армии Крайовой, практически работает разведчиком. Ее подпольный псевдоним — «Данута». В январе 1943 года она пишет песню «Эй, ребята, примкнуть штыки!» для бойцов полка «Башня», сформированного в харцерских кругах одного из варшавских районов. Песня эта мгновенно завоевала популярность среди бойцов Армии Крайовой, слова ее перепечатывались в повстанческих отрядах, и впоследствии она стала гимном Варшавского восстания.
Восстание вспыхнуло 1 августа 1944 года. О нем много написано исторических трудов. В 17.00 – час начала восстания — взвод, в котором Кристина была санитаркой, предпринял штурм Дома печати. Штурм потерпел неудачу, взвод вынужден был отступить. Спасая раненых, девушка сама получила три тяжелых ранения в грудь. Ее подобрали только с наступлением темноты, пытались спасти, но безуспешно. В ночь на 2 августа 1944 года Кристина Крахельская скончалась. Посмертно ее наградили Крестом Сражающихся.
Ей было всего только тридцать лет. Сколько могло быть еще написано стихов и песен, научных трудов по истории и этнографии ее любимого края — края детства!
0 комментариев
Anonymous User
30.05.2013 в 08:42Станислав
30.05.2013 в 08:42Пути этого воеводы с известным председателем колхоза, случайно, не пересекались ли?