Бывший кандидат в президенты Григорий Костусев — пожалуй, именно тот человек, которому есть что сказать о реформах в сфере коммунального хозяйства. В 1995-2001 годах он работал директором Шкловского районного объединения жилищно-коммунального хозяйства, а сейчас является экспертом по ЖКХ программы «Европейский диалог о модернизации для Беларуси». С ним мы разговариваем о том, какие реформы нужно провести в коммунальной сфере.
— Какие, по Вашему мнению, сегодня основные проблемы в белорусском коммунальном хозяйстве, требующие безотлагательного решения?
— В коммунальном хозяйстве реформы назрели давно. К сожалению, даже те этапы реформирования, которые были запланированы белорусскими властями, не осуществились. Еще в 2003-м году была утверждена государственная Концепция реформирования и развития ЖКХ. Далее под нее принят ряд программ (последняя утверждена на 2011-2015 годы). Существуют и «параллельные» программы — «Чистая вода», по энергосбережению, использованию местных энергоресурсов.
Но можно смело сказать: всё это провалено. Хотя парадокс в том, что направленные на них средства «освоены»! И главная причина этого провала банальна: государство никогда не может быть настолько расторопным, как частный бизнес. А его как раз в этой сфере и нет. Хотя в концепции сказано: к 2015-му году все объекты жилищно-коммунального хозяйства будет обслуживать частный бизнес на условиях конкуренции.
— Таким образом, государство поставило довольно радикальные рыночные задачи и само же их не выполнило. Чем Вы это объясните? Не хватило средств, желания или просто был взят другой курс?
— Средств хватит. Однако не было желания, так как любые реформы требуют от чиновников больших усилий. К тому же реформы приводят к сокращениям, и чиновники понимали: они лишатся теплых насиженных мест. Следующая проблема — подготовка кадров (для ЖКХ кадры в Беларуси фактически не готовятся), а кроме того, необходимо обеспечить конкуренцию в предоставлении жилищно-коммунальных услуг. Именно она даст толчок и для повышения качества, и для снижения себестоимости. Это – главное, но есть еще много пунктов, которые нужно выполнить. К примеру, проблема переработки мусора. Если ее не решить в ближайшее время, то мы просто завалим страну горами мусора, которые уже есть под Минском.
— Но большинство прежде всего интересуют цифры в «жировках» за коммунальные услуги. Белорусы знают: в соседних странах люди платят за двухкомнатную квартиру свыше ста долларов, т.е. в два-три раза больше, чем у нас. И вот люди думают: когда пройдут те же реформы, то и мы начнем платить втрое больше?
— Да, наша государственная пропаганда очень умело использует эти факты и вешает людям лапшу на уши. Я всегда задаю вопрос: а где государство берет деньги, чтобы покрыть те расходы, которые идут на коммунальные услуги? Оно берет из бюджета, из нашего кармана! Поэтому в реформу жилищно-коммунального хозяйства необходимо внести пункт, чтобы те деньги, которые государство забирает у населения, вернуть людям через фонды заработной платы, пенсионные фонды. И уже сам человек будет распоряжаться этими деньгами.
Ведь ситуация, когда государство оплачивает за население до 70% жилищно-коммунальных услуг, выгодна богатым людям, большим чиновникам, которые пользуются жильем большой площади. А в самом невыгодном положении оказываются малообеспеченные в небольших квартирах или сельские жители, которые живут в домах без водопровода и канализации.
— Но надо понимать, что бюджет впредь не сможет оплачивать за население те самые 70% коммунальных услуг. Ваш прогноз: пойдут ли власти в ближайшие годы на определенные реформы в этой области хотя бы ради экономии бюджетных средств?
— То, что происходит сейчас на законодательном уровне, иногда невозможно понять. Правая рука не знает, что делает левая. 2 апреля вступил в силу новый Жилищный кодекс. Отчасти ему можно дать положительную оценку, есть позитивные сдвиги. Но незамеченным осталась одно событие: буквально за месяц до этого Совмином принята «Программа реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2011-2015 годы». И многие пункты программы противоречат новому Жилищному кодексу!
Сейчас власти готовят новый указ о предоставлении коммерческого статуса жилью, которое еще не является приватизированным. Людей подталкивают приватизировать квартиры, но теперь уже за гораздо большие суммы. Первичный приватизационный разовый взнос в течение года после оформления документов на приватизацию должен соответствовать 10% от стоимости квартиры. Что для граждан, проживающих в домах, построенных в 1980-1990 годах, будет равняться около полутора тысяч долларов. И если люди не приватизируют квартиры, то через год им придется платить арендную плату по рыночным коммерческой цене. Для чего это делается? Просто власти пытаются исправить свои недостатки за счет карманов белорусских граждан.
Виталий ОСИПОВИЧ, «Свободные новости плюс»
Ответить