Сразу стоит оговориться, что официальные лица Государственного таможенного комитета (ГТК) и Государственного пограничного комитета (ГПК) дружно опровергают все сообщения на тему каких-либо перемен в пунктах пропуска. К их комментариям мы еще вернемся, но многие наши земляки не дадут соврать: в начале лета на погранпереходах при въезде в Беларусь на автомобилях пограничники знакомили водителей с содержанием специально подготовленной памятки. Из нее следовало, что с 4 июня при наличии в транспортном средстве четырех и более лиц, крупного багажа (сумки, чемоданы, коробки), а также в случае, если машина пересекает границу чаще, чем один раз за 8 суток, стражи границы вправе перенаправить автомобиль на таможенный контроль из «зеленного» канала в «красный», где необходимо заполнить соответствующую декларацию. Этот критерий действует и в отношении автомобилей, имеющих более 8 пассажирских мест, и касается транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранного государства (за исключением граждан из стран-участников Таможенного союза).
Тем, кто хотя бы поверхностно знаком с обстановкой на том же «Варшавском мосту», сразу стало понятно: строгое следование упомянутым рекомендациям заметно увеличит время нахождения в пунктах пропуска. Так и случилось: очереди на въезд в Беларусь стали еще больше, а сам процесс пересечения границы занимает для многих не пару часов, а полсуток (иногда и больше). Особенно возмущены сложившейся ситуацией те наши земляки, кто посещает соседнюю страну не с целью «закупов» или желания слить солярку, а по делам своего бизнеса, да еще на служебных автомобилях и с командировочным удостоверением. Как оказалось, никаких послаблений для отечественных бизнесменов нет, и даже при наличии пустого салона есть риск надолго застрять на «красном» канале. Корреспонденту «БК» известны истории, когда под пункт «более четырех человек в автомобиле» подпадали члены одной семьи с малолетними детьми, которым после долгих уговоров удавалось добиться от пограничников, чтобы машину пустили на «зеленый» канал.
В ответ на первые критические сообщения (их особенно много было в Интернете) Госпогранкомитет распространил официальное сообщение, в котором проинформировал, что «попытки распространения некоторыми источниками информации об ужесточении порядка прохождения контрольных процедур на границе являются неверной интерпретацией реальной обстановки, складывающейся на государственной границе». Далее говорится, что нормативно-правовая база, регламентирующая порядок и правила пересечения государственной границы РБ, не изменилась, а произошло лишь «некоторое уточнение вопросов взаимного информирования «двух служб» на границе, направленное на повышение эффективности выявления нарушений пограничного и таможенного законодательств, которые в последнее время имеют тенденцию к росту в «зеленом» коридоре. Любопытно, что сам конкретный перечень критериев, позволяющий пограничникам определять, на какой канал следует направляться транспортному средству, на сайте ГПК пока так и не появился. Получается, что сотрудники органов пограничной службы в автодорожных пунктах пропуска в каждом конкретном случае решают судьбы отдельно взятой машины. «Когда ситуация, от которой зависит, как долго ты простоишь в пункте пропуска, отдается на откуп обычному пограничнику, не становится ли она благодатной почвой для коррупции?» — задался вопросом наш читатель, которого с пакетом, где было несколько килограммов продуктов для личного пользования, также заставили провести восемь часов в очереди на «красный» канал и оформить таможенную декларацию.
Между тем, никто не отменял правила, согласно которым въезжать по «зеленому» каналу без заполнения декларации могут граждане, имеющие товары для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 1500 евро, общим весом не более 50 килограммов. В пресс-службе Государственного таможенного комитета РБ заверили, что этим органом «не принимались решения, меняющие сложившуюся практику и технологию перемещения товаров и транспортных средств с использованием зеленых и красных коридоров».
Таким образом, все нововведения — вроде как для «внутреннего пользования» пограничной и таможенной служб (это признают и в ГПК, и в ГТК), однако томиться в очередях в пунктах пропуска нашим гражданам приходится пуще прежнего.
Фото — http://virtual.brest.by/
Ответить