Мебель и свет – всё имеет значение
И если за домашние условия, которые обеспечивают детям нормальную учёбу и отдых, отвечают родители, то в детсадах и школах за это несут ответственность сами учреждения. С начала 2013 года санслужбами области охвачено проверками и мониторингом 809 учреждений образования, нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства выявлены на 503 объектах (62,2%). Несмотря на то, что материально-техническая база учреждений образования в последние годы улучшается, некоторые проблемы умудряются «перекочёвывать» из одного учебного года в другой.
Например, несоответствия ученической мебели санитарно-гигиеническим требованиям (в т.ч. компьютерной) выявлены в 134 учреждениях образования (16,6% от числа проверенных). Неудовлетворительное состояние пешеходных дорожек, ограждений, ступенек, крылец обнаружены в 110 (13,6%). «Неуд» по состоянию основных и вспомогательных помещений санработники поставили 97 учреждениям (12%). Среди нарушений имеются также: недостаточность (неисправность) искусственного освещения помещений (11,4%), отсутствие условий для соблюдения правил личной гигиены детьми – 9,5 %, неудовлетворительное состояние территории –7,2% и другие.
Медики видят определенную связь: недостаточная освещенность рабочих мест, чрезмерное увлечение компьютерной техникой приводят к нарушениям остроты зрения, а «неправильная» мебель (не соответствующая росту и возрасту), наряду с тяжелыми ранцами и теми же компьютерами – к нарушениям осанки. На Брестчине по-прежнему отмечаются стабильно высокие уровни и негативная динамика в этом направлении. Получается, что некоторые дети идут в школу здоровыми, а из стен её выходят со сколиозами, близорукостью и др. болезнями. И по кое-каким показателям из года в год наблюдается рост. Так, в 2012 году по области нарушения остроты зрения у детей школьного возраста были выше в 3,8 раза относительно дошкольников (в 2011г. – в 4,3 раза, в2010 г. – в 5,6). Нарушение остроты зрения у дошколят выявлено в 26,3 случаях на 1 тыс. обследованных детей (в 2011г. – в 25,9), в возрасте 6 лет – 42,6 случаев на 1 тыс. (2011г. – 45,6), 11 лет – 114, 8 (112,8), 14 лет – 123,7 (136,1). Не обрадовали медицинских работников и показатели нарушения осанки – у детей школьного возраста они были в 4 раза выше, чем у дошкольников, хотя по сравнению с предыдущими годами отрыв стал меньше (2011г. – в 8,6 раза, 2010 – в 17,2).
Так что нововведения, которые начали реализовываться в школах ещё в прошлом учебном году, продолжатся и в следующем. Так, санслужбы рекомендуют ввести индивидуальные шкафчики-ячейки и встроенные шкафы для учеников начальных классов, чтобы по максимуму разгрузить детей. В классах вместо столов и стульев появляются парты, а также конторки, за которыми можно работать стоя. Все эти меры должны послужить хорошей профилактикой для острого зрения и ровной спины.
Меняю компьютер на пляж
Сейчас лето, и учебные учреждения сменили школьную форму на свободный и спортивный стиль – в школьных лагерях кипит активная жизнь. А что же делают те, кто остался дома? Лежат перед телевизором или «горбятся» у компьютера? И контролируют ли родители их так называемый отдых?
В санитарных правилах прописано всё до мелочей: сколько времени ребенок может сидеть перед монитором, на каком стуле, при каком освещении. Правда, нормы эти распространяются на учебные учреждения, вряд ли кто из домашних вообще знает про них и следит, чтобы дома они выполнялись.
Например, на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет можно проводить у компьютера не более 7 минут, 6 лет – 10 минут, для учеников начальной школы – 15. Для среднего школьного звена (5-7 классы) время увеличено до 20 минут, для учащихся 10-11 классов, а также 1-2 курсов колледжей применение ПЭВМ допускается не более чем на одном сдвоенном уроке: 30 мин на первом и столько же – на втором, причем перерыв должен быть не менее 20 минут. И только для студентов вузов время у компьютера можно исчислять часами: для первых 3 курсов норма – 3 часа в день, для старшекурсников – не более 4-х. Интересно, кто-нибудь выполняет эти требования сейчас, когда свободного времени больше чем достаточно?..
К тому же когда, как не летом, активно проводить время на свежем воздухе и принимать внутрь необходимые для хорошего зрения «лекарства»? Главные из них, конечно, морковь и черника, а также все продукты, которые содержат большое количество витаминов А, С и Е.
Напомним, что морковь является растительным источником бета-каротина, который в организме преобразуется в витамин А. Хотя в желтом болгарском перце и авокадо его значительно больше, чем в моркови, а лидером по витамину считается абрикос. Витамина С достаточно много в чернике, киви, цитрусовых, а Е содержится в больших количествах в ростках ржи или пшеницы – в одной столовой ложке измельченных проростков находится его суточная доза. Кроме того, ее можно найти в 50–100 г фундука или бразильского ореха.
Ответить