Сначала введем в валютные курсы. Если у нас 1 доллар – приблизительно 8700 рублей, то там за тот же доллар – 8 гривен. Сильно упрощая, если что-то в Одессе стоит 1 гривну, то у нас приблизительно 1 тысячу белорусских рублей. Вот с этого и начинается удивление.
Итак, проезд в маршрутном автобусе в Одессе стоит 2,5 гривны. Сравните с нашими 5 тысячами. А велика ли Одесса? Весьма. Чтобы проехать от центра до самой окраины, практически в любом направлении почти час. У нас за это время до Кобрина можно доехать, но за 18 тысяч.
Автобусы более комфортабельные, чем наши маршрутки. Отечественного производства, 23 сидячих места, вместе со стоячими – до 45 пассажиров. Две входные двери, открывает пневматика, пассажиру не надо горбиться, чтобы найти ручку. Да и у водителей нет головной боли с лязгом открывающихся-закрывающихся дверей.
Цена билета
Система оплаты тоже в корне отличается: нет наших привычных кассовых аппаратов. Табличка гласит: «Оплата на выходе». Покидая автобус на остановке, пассажир кладет бумажные гривны и металлические копейки, при необходимости водитель дает сдачу.
— А бывает такое, что не платят? Ведь можно выйти в заднюю дверь? – спросил у знакомого одессита, хорошо разбирающегося в местных реалиях.
— Бывают безденежные или очень жадные люди. Но такое очень редко, – ответил он.
Пытался, катаясь от пляжа в Лузановке до центра города, разглядеть «зайцев». Не разглядел. Возможно, цена такова, что люди стараются не унижаться. Хотя можно и представить, что человеку ехать надо, а денег нет.
При этом проблем с передвижением по городу нет. Множество маршрутов, их более двухсот. При этом есть и троллейбусы, и старый добрый одесский трамвай. Что касается такси, полезно разбираться в географии города.
— С вокзала до Крыжановки больше 60 гривен таксистам не давайте, а то наглеют, — посоветовала знакомая одесситка.
Введем в курс соотношения деньги/расстояние. Это как 40 минут на такси по городу за 60 тысяч белорусских рублей. Сравнительно недорого.
И как не сказать про самый дорогой, но при этом самый замечательный вид транспорта – канатную дорогу за 15 гривен прямо на пляж Ланжерона.
Как же без проблем…
Если рядовому гражданину вроде бы как жаловаться особо и не на что, что на страницах газет бушуют страсти. Оказывается, чтобы получить маршрут, бизнесмену нужно пройти тендер. Представить автопарк, иметь ремонтную базу, водителей, карту маршрута… При этом вдруг оказывается, что тендеры «тёмные», нужны некие «откаты» и взносы в непонятные фонды. При этом схема одна и та же: стоит бизнесмену поссориться с властью или чиновнику разболтать «правила игры», как на них обрушиваются беды. И только после этого они начинают резать «правду-матку». При этом делают наивный вид, как будто первый раз упали на землю, и именно в Одессу.
Вот как пишет один гражданин, которого выбросили из транспортного бизнеса, с чего начались его злоключения, К нему обратился чиновник и предложил, «…не хочу ли я заняться бизнесом в пределах его компетенции. Например, взять в аренду кусочек пляжа…». Когда сумма отката превысила разумные пределы, бизнесмен обратился в милицию. Нового бизнеса не получилось, следом и транспортный бизнес у него поломался. Осталось писать жалобы в газеты.
Другой пишет про злоключения с открытием нового маршрута: «Во время моих переживаний ко мне подошел человек и предложил решить вопрос через определенное лицо. Я тогда очень удивился и воспринял как розыгрыш. Не может же быть, чтобы проблему открытия новых маршрутов решали подставные лица».
Вот такие одесские реалии. Конечно же, у нас такого нет. У нас безупречный порядок и кассовые аппараты. Но при этом проезд в два раза дороже и маршрутки менее удобные. Быть может, это цена государственного регулирования.
Ответить