Что значит короткий век человека в сравнении с тысячелетней датой? Казалось бы, просто промелькнувшая искорка в космосе. И все-таки именно эти искорки – творцы, писатели, художники – оставляют след и, по сути, пишут книгу памяти цивилизации.
В истории Бреста одной из таких личностей можно считать художника Николая Чурабо, чьё столетие будет отмечаться 6 января 2014 года.
Судьба художника вобрала в себя драматические события прошлого века – и красу родной белорусской земли, даровитость, стойкость и трудолюбие её народа.
Призванный крепостью
Кратко остановлюсь на значимых вехах биографии Н.Чурабо ниже. А вначале сделаю акцент на главном объекте его внимания послевоенных лет – Брестской крепости.
Переехав в областной центр в 1946 году, художник не только увидел молчаливую, закрытую для посещений твердыню, но и услышал то, что тихими голосами передавали о ней местные жители – о жестоких боях и героизме защитников в 1941-м.
В те сталинские времена тема Брестской крепости не обсуждалась, многие её защитники после немецкого плена попали в советские лагеря и носили на себе клеймо предателей.
Еще далеко до 60-х, оттепели, когда журналисты, музейщики, писатель Сергей Смирнов открыли правду о твердыне над Бугом, переосмыслили факты и свидетельства, стали писать историю ее обороны. А Николай Дмитриевич Чурабо внутренним художническим зрением увидел подвиг крепости и тогда сразу начал свою работу над его воплощением, которая требовала личного мужества.
Из автобиографии Н.Чурабо: «В 1947 году я получил пропуск в Брестскую крепость. И то, что я там увидел, произвело на меня неизгладимое впечатление. С тех пор эта тема стала лейтмотивом моего творчества. Уже в 1948 – 1949 годах сделал я триптих на тему обороны Брестской крепости…».
Делая натурные наброски, эскизы, на их основе Николай Чурабо воссоздал в триптихе «Стояли насмерть!» (Восточные ворота, уголь, карандаш) то, что позже обозначили как героическую оборону, что подтвердили дальнейшие исследования — и научные, и художественные, которые ведутся и поныне.
Тогда же в послевоенном Бресте художник стал первопроходцем темы крепости-героя. Далее им было написано полотно «Ценою жизни» (х., м., 102х150). Его сам автор считал наиболее значительной своей работой. Недаром она экспонировалось на десятке выставок в Минске, Москве, естественно, в Бресте и Музее обороны крепости.
Через десятилетия, до ухода в 1996 году в вечность, проходит в творчестве Николая Чурабо тема крепости – судите по названиям работ: «Портрет защитника (1960), «В Брестской крепости» (1964), «Тереспольские ворота» (1967), «Тишина», «Жажда», «Интерьер Гарнизонного клуба в Брестской крепости» (1968), «У порога бессмертия» (триптих, 1971), «Прошла гроза» (1976), «Память» (1979 – 1980), «Память народная вечна», (1981), «Бойницы Бреста» (1982), «Брестского мужества твердь», «Под чистым небом», «Каземат Западного укрепления», «В Брестской крепости» (1988), наконец, незабываемой выразительности «Автопортрет» (1986) на фоне крепостных бастионов… Так достойно было бы сделать в мемориальном комплексе ретро-выставку по этой теме.
Еще при жизни вдовы художника Татьяны Владимировны, его музы, соратницы, хранительницы, она не раз показывала мне, по каким направлениям возможны выставочные экспозиции работ Николая Дмитриевича: портретные зарисовки художников, писателей и других замечательных брестчан; серия студенческих портретов; городские пейзажи Бреста и другие.
Какие-то работы Мастера хранятся в музеях Москвы, Минска и Бреста, какие-то – в семейном архиве трех его детей. А некоторые были в свое время куплены у художника и подарены делегациям братских стран, например, Узбекистана. Не все работы были возвращены после участия в многочисленных выставках всех масштабов – всесоюзных, республиканских, международных, областных, коллективных и персональных. А таких выставок более 100 прошло только при жизни Николая Чурабо, на них демонстрировалось более тысячи его работ – по собственным его подсчетам.
«Ни дня без линии»
Таково было творческое кредо Николая Чурабо. И все, кто его знал, помнят его с карандашом в руке, когда, сидя на всяческих собраниях или в транспорте, художник зарисовывал интересные ему лица, ситуации.
Не раз за годы знакомства (а я не единожды встречалась с четой Чурабо по роду журналистской деятельности), бывая у них дома, я, скажем, брала интервью у Татьяны Владимировны (она говорила от его имени), а Николай Дмитриевич с улыбкой слушал нас в сторонке и, как оказалось, делал портретный набросок, который и подарил на прощанье. Не то что ни дня, а ни часа без линии не обходился Мастер.
А теперь немного о его биографии. Николай Чурабо родился в Минске, какое-то время жил с родителями там и в белорусской глубинке. В семье и трудились на совесть, и петь любили, к чему приохотили сына. Николай прошел школы хорового пения и остался верен песне на всю жизнь: не просто пел, а солировал в брестских хоровых коллективах.
Но главным делом жизни избрал другое призвание – изобразительное искусство. Учился в Минске у Ивана Ахремчика, после училища поступил в Москву, в художественный институт им. В.Сурикова, где преподавали такие мэтры, как Владимир Фаворский, Константин Истомин, Лев Бруни, Павел Павлинов. Повторяю этот известный факт биографии Н.Чурабо, дабы подчеркнуть, что подобное образование было редкостью для наших пенат в довоенное время. А в 1940-м выпускника московского института направили преподавать рисунок в Белосток. Там и застала его война. По состоянию здоровья, снятый с воинского учета еще в 1940-м, в военное лихолетье Николай Чурабо помогал подпольщикам и партизанам. И не чурался никакой работы и подработки: писал вывески, пел в хоре, с которым концертировал… Так попал в Пружаны, где встретил в 1942-м году 17-летнюю Татьяну – свою любовь, музу и спутницу жизни. В Пружанах молодая семья дождалась Победы. А уже в 1946 году преподаватель местной школы был приглашен в областной центр – для укрепления творческого потенциала Бреста. Работал в областном Доме народного творчества методистом и руководителем изостудии, организовал первые в городе над Бугом выставки своих студийцев, а затем художников области. С 1946 года Николай Чурабо вошел в состав бригады художников, которая позже была преобразована в Брестские художественно-производственные мастерские. В 1947 году он был принят в члены Союза художников Беларуси, а затем СССР. С 1947 года как уполномоченный представлял СХ Беларуси на Брестчине. И получал за свои профессиональные и просветительские труды благодарности, грамоты, высокие награды.
Участвовал ежегодно во всех брестских и минских выставках, не один раз – в московских, а также в украинских и польских.
Можно на много листов развернуть перечень должностей и общественных работ, за которые отвечал Николай Дмитриевич: и руководитель студии повышения квалификации художников, и глава худсоветов, профкомов художников.
С августа 1966 года Николай Чурабо переходит на работу в БИСИ – инженерно-строительный институт старшим преподавателем кафедры архитектуры и рисунка, и это огромная часть жизни, отданная ученикам. В то же время художник продолжает многостороннюю творческую деятельность. Пишет цикл графических портретов лучших студентов. (Вот бы к 100-летию Николая Чурабо выставить их в стенах Брестского технического университета).
Продолжает писать не только Брестскую крепость, но и цикл «Мой родной Брест», такой цветущий и растущий. И лирические пейзажи, как определил сам, «скромные по колориту родной белорусской природы», и портреты, и натюрморты.
Полынь памяти
Николай Чурабо при жизни не стал заслуженным, оставаясь подвижником в трудах своих праведных. Разрасталась когорта профессиональных художников Брестчины, которые писали более масштабные, актуальные по социальному заказу работы.
А уж Брестская крепость-герой для многих живописцев не только Беларуси, но и тогдашнего Союза стала темой, которая подняла их до своей высоты.
В новейшее время в Интернете на сайте «Брестская крепость в художественных образах» зафиксировано множество имен художников и их работ, но среди них нет Николая Чурабо.
О нем самом в материалах Интернета вспоминается только до его 90-летнего юбилея в 2003 году. Или обиняком, как об учителе рисования, в связи с рассказом о его ученике, ставшем самодеятельным художником в Польше, которого брестские активисты наградили орденом «»За вернасць Бацькаўшчыне»».
Десять лет назад, еще при жизни вдовы Чурабо Татьяны Владимировны, она с сыном и двумя дочерьми и внуком совместно с брестскими властями и общественностью сделали многое, чтобы достойно отметить 90-летие Николая Чурабо: выставками в Бресте и Минске, выпуском каталога. И на этом остановилось движение, после тяжелой болезни Татьяна Владимировн покинула этот свет.
Хотя, на мой взгляд, развитие брестского художника Николая Чурабо продолжается. С течением времени высвечивается масштаб его таланта и личности, ценность его высокого искусства.
Мы с фотокорреспондентом Миланой Харитоновой побывали в бывшей квартире Николая Чурабо, где живет его старшая дочь Людмила и хранится большая часть полотен, набросков с натуры, альбомов с фотографиями работ разных лет.
Людмила Николаевна предоставила нам возможность отснять натурные зарисовки послевоенной Брестской крепости, эскизы к триптиху 1948 года и другие «крепостные» работы. Думаю, уместно в День города вспомнить с благодарностью первопроходца темы Брестской крепости в живописи, летописца истории города над Бугом.
0 комментариев
Цапков Валерий
24.07.2013 в 23:22Нина Чурабо
24.07.2013 в 23:22Сасибо за ПАМЯТЬ…
не так
25.07.2013 в 11:45Исправьте, пожалуйста, огрех. Обидно, если неточность начнет множится. «О его ученике, ставшем самодеятельным художником в Польше, которого брестские активисты наградили орденом «За беларускасць».
Нет такой награды. Этот общественный орден называется «За вернасць Бацькаўшчыне», а не «За беларускасць». Среди его учредителей не только брестчане, но и граждане РП.
Alexandr
25.07.2013 в 22:44Очень своевременная статья Любови Павловой, вышедшая в преддверии юбилея выдающегося художника Николая Чурабо, творчество которого украсило культурную историю Беларуси в ХХ веке. Есть надежда на то, что его 100-летие будет достойно отмечено и в Бресте, и в Минске. Необходимо издать хронологический альбом его художественных произведений, в котором нашли бы отражение не только картинные работы художника, но и его эскизы, наброски, карандашные рисунки. Это издание, безусловно, вызовет интерес не только у ценителей изобразительного искусства в Беларуси, но и за рубежом, а также послужит хорошей школой для начинающих художников. Кроме этого, надо подготовить и издать книгу воспоминаний о художнике, пока еще здравствуют те, кто его знал, кто были его учениками. Подобное издание уже выходило на Брестчине, и было посвящено Владимиру Колеснику, который, к слову сказать, высоко ценил творчество Николая Дмитриевича и был поклонником его таланта. Также необходимо, чтобы нашлись меценаты, которые смогли бы финансово поддержать создание документального фильма о жизни и творчестве Мастера. Вопрос же о наиболее полных выставках работ, которые представят все этапы его творчества и все направления живописи, в которых он работал, обсуждать не стоит – они обязаны быть организованы на самом высоком уровне с участием государственных и муниципальных органов, проведены в лучших местах и галереях Бреста и Минска.
И последнее, о чем хотелось бы сказать. Надо помнить, что творчество Николая Чурабо, значение его личности делает нас, белорусов, частью общей высокой европейской культуры, и если мы забудем об этом или не заметим этого, то последнего разбора мы будем как народ и нация.
Renessaince
25.07.2013 в 23:09«О нем самом в материалах Интернета вспоминается только до его 90-летнего юбилея в 2003 году.»
Няпраўда, вы забыліся згадаць, што пра яго існуе артыкул у беларускай Вікіпэдыі. Альбо — не шукалі па-беларуску.
Чурабо Николай Николаевич
25.07.2013 в 23:11Папа в 1930-1933 годах учился в Витебском художественном техникуме, а не в Минске. Статья хорошая, большое спасибо за память.
Alexandr
26.07.2013 в 10:21В продолжение разговора о грядущем юбилее следует сказать о финансово-организационной стороне мероприятий. Было бы очень хорошо, если, например, главный редактор «Брестского курьера», человек в Бресте известный и уважаемый, в составе таких же почтенных людей, принял участие в подготовке празднования 100-летния Николая Чурабо. Создание такой группы необходимо, поскольку нет твердой уверенности в том, что Министерство культуры РБ, СХ РБ, местные власти понимают значение этого события, а тем более с учетом тех сложностей, которые могут возникнуть с изысканием необходимых денежных средств. В таких условиях уважаемые люди Бреста, признанные интеллектуалы смогли бы обратиться, положим, к известному брестскому « хуацяо», инвестору и меценату — Владимиру Микулику, который, не секрет, является большим патриотом родного города и любителем изобразительного искусства. Думается, ему [Микулику] будет небезразлично остаться в исторической памяти горожан не просто богатым человеком, но как одним из главных организаторов памятного юбилея выдающего художника, большую и лучшую часть своей жизни творившего в Бресте.
История это...
27.07.2013 в 11:15«… и услышал то, что тихими голосами передавали о ней местные жители – о жестоких боях и героизме защитников в 1941-м.» -Вот это вряд ли…Местные жители рассказывали совсем другие истории: о параде. о сдаче города в первые часы войны, о том, как благодаря войне они избежали участь тысяч сосланных в Сибирь .. а то, что крепость стояла «насмерть» брестчане узнали из книги Смирнова.
туся
27.07.2013 в 11:52Назвать бы одну из улиц его именем, а то
скоро потеряемся в безликих Вересковых, как Иваны безродные
Юрась
29.07.2013 в 10:30Замечательные предложения Alexandra и Туси. Даже становится приятно думать о брестчанах.
Со своей стороны предлагаю установить на доме, где он жил, и где, как я слышал, находилась его мастерская, памятную доску. Ведь это наша история, а не чужая…
Ядзя
29.07.2013 в 12:59Я галасую абедзвюма рукамі за прапанову назваць вуліцу імем Мiколы Чурабы і мемарыяльную дошку на яго дом ўсталяваць. Аднак чынавенства не дасць, скажуць, што ён не «заслужаны» і не «народны». Ім жа напляваць на народнае прызнанне. У памяць Язэпу Драздовічу ня чынавенства ўсталявала помнік, а грамадскасць. Трэба неяк берасцейскай грамадскасці аб’яднацца, ды мясцовых і замежных бізнесменаў падцягнуць у мэтах ушанавання памяці славутага берасцейца.
Брещук
29.07.2013 в 15:04ТУСЯ, присоединяюсь. Учился него. Остались самые тёплые воспоминания.
Татьяна
09.08.2013 в 09:08В ответ на «История это…»Так уж повелось,что самое близкое или суть «близкого» иногда могут рассмотреть на расстоянии времени и совсем другие люди. Это уже закономерное явление. Например, как лучше рассмотреть картину: близко-увидишь кроаску. отойдёшь подальше -увидишь целое и сам сюжет. Спасибо Любе за статью. Просьба к гл.редактору: у вас есть потрясающий материал о художнике, опубликуйте
микола
16.02.2014 в 11:33Горжусь,что учась в БИСИ в далеком 1980 на строительном факультете( не архитектурном,там требования к рисунку были намного жёстче) получил » хорошо»,впрочем как и вся группа. Светлая память народному художнику.