— «Экодом» и ваши коллеги из товарищества «Зеленая сеть» требуют от прокуратуры Минской области проверить законность государственных экспертиз проекта «Генеральный план «Китайско-белорусский индустриальный парк». Что именно и почему вызывает у вас сомнения?
— Например, тот факт, что экологическая экспертиза проведена раньше строительной: по законодательству все должно быть с точностью до наоборот. Мы вовремя, с соблюдением всех сроков, подали документы о проведении общественной экологической экспертизы, однако еще раньше комитет охраны природы Минской области сделал свою, а это также против правил.
Не знаю, куда и зачем торопились чиновники. Подчеркну: все специалисты согласны с нами — слишком много несогласованностей и нарушений в генплане, слишком много недоработок и проблем.
— Какие самые очевидные нарушения выявили эксперты?
— Мы рекомендовали рассмотреть альтернативную территорию для размещения китайско-белорусского индустриального парка. Для этого есть веские основания. Документ «Генеральный план китайско-белорусского индустриального парка» содержит информацию в очень общем виде, которую невозможно использовать для детальной оценки воздействия на окружающую среду. Налицо нарушение требований действующего законодательства, в том числе — президентского указа №253.
Мы настаиваем, что необходимо исключить территорию республиканского биологического заказника «Волмянский» и местного биологического заказника «Маяк» из границ земельного участка, на котором планируется размещение индустриального парка. Генплан не имеет комплекса мероприятий по обращению с отходами. При положительных градостроительных условиях (транспорт, инженерные коммуникации, близость аэропорта, водозабор) имеется ряд экологических проблем. Например, вырубка2756,0 гаэлитного леса нарушит среду оздоровления Минска.
— Пока экологи подвергают сомнению результаты первого этапа, Смолевичский райисполком уже начал общественные обсуждения проекта…
— Процесс действительно пошел дальше, хотя не расставлены точки над «і» в первых слушаниях. Мы сейчас пытаемся повлиять на ситуацию, поэтому и обратились в прокуратуру из-за нарушения порядка проведения экспертиз. С другой стороны, заявили о проведении независимой экологической экспертизы «Детального плана территории первоочередного освоения китайско-белорусского индустриального парка».
Некоторые недоумевают: если мы — противники этого проекта в целом, почему ввязываемся в общественные обсуждения каждого этапа? Став в позу, крича на каждом перекрестке, что мы против китайского парка, не пытаясь отстаивать свою позицию на каждом этапе, лишь покажем свою слабость. Когда последовательно приводишь доказательства нарушений, в конечном итоге можно повлиять на строительство технопарка. Беларусь является участником Орхусской конвенции, которая предусматривает участие общественности при принятии решений. И Беларусь должна этому учиться.
— Власть к экологам не прислушивается, а поднять общественность на решение проблем, которые напрямую не связаны с благосостоянием, невозможно. Вы не пытались для решения проблемы китайско-белорусского парка использовать механизмы «Европейского диалога о модернизации», например?
— «Европейский диалог о модернизации» — стратегический инструмент, там никто не будет разбираться с конкретным китайским парком. Если в процессе наших действий наберется достаточно материала для подачи жалобы в Комитет по соответствию Орхусской конвенции, то мы это сделаем. Но к тому моменту, когда эту жалобу рассмотрят и вынесут рекомендации, парк уже построят.
— Значит, сколько бы экологи ни возмущались, власти поступят с китайским парком так, как хотят?
— Мы имеем ряд шансов уменьшить вред, который он нанесет. Если вообще не обращать внимания на проблему, китайцы все сделают по-своему. Пристальное внимание общественности заставляет вести себя серьезнее. И китайские инвесторы, и белорусская администрация понимают: за ними следят. И это — еще один урок «Европейского диалога модернизации».
— Власти всё время игнорируют экологов. О них вспоминают во время масштабных кампаний, таких, как строительство Островецкой АЭС, и начинают затыкать рот. Можно изменить такую практику в принципе?
— Власти игнорируют не только нас. По сути, Министерство природных ресурсов — это ведомство третьей или четвертой категории. Белорусские власти к экологии в целом относятся по остаточному принципу. И в этом проблема. Кстати, по некоторым позициям у нас с Минприроды совершенно одинаковые позиции, но оно точно так же не может отстоять принципы охраны окружающей среды в Совете Министров.
Семен КУТКОВЕЦ (www.sn-plus.com)
Ответить