Он рассказывал о ступенях своей творческой судьбы – и иллюстрировал это романсом памяти Пушкина на слова Леонида Филатова, лирическими песнями из кинофильмов, старинными русскими романсами – и это была не единственная ветвь творческого багажа певца. Леонид Серебренников по-молодому ошеломил слушателей обращением к лучшим мировым хитам: и к «Серенаде лунного света» Г.Миллера, и к песням из репертуара Э.Пресли, Т.Джонса и других на английском, итальянском языках. Вокал Заслуженного артиста был на высоте. Органично в этой обойме прозвучала песня В.Ободзинского «Эти глаза напротив», завершившая концерт, – все брестчанки были покорены! Аплодисменты в благодарность подняли зал.
Корреспонденту «БК» удалось взять эксклюзивное интервью у Леонида Серебренникова.
— Леонид Федорович, позвольте начать с темы об истоках артистической карьеры. Итак, Вы закончили знаменитое училище им.Щепкина – «Щепку». Многие актеры поющие, но они актеры. Вы же отдали себя песне. Это обстоятельства, Ваш выбор или предназначение свыше – как Вы считаете?
— Я думаю, в этом есть и то, и другое, и третье. Начнем с того, что когда был совсем маленьким, мы жили в Москве в доме, построенном пленными немцами: с шестигранными балконами, в подъезде был кафель. И вот когда там начинаешь петь – такое эхо потрясающее! Я все время ходил по этому подъезду, поднимался – и пел арию Мистера Икс. Потом я пел песни из фильма «Возраст любви» — Лолиты Торрес и других. Мальчишкой я многое пел – мне нравился и романс.
Потом мы с мамой в Воркуте жили – она была горным инженером. Там я тоже пытался орать, сорвал голос – был возраст подростковой мутации. Мама тоже пела, природные данные у нее были роскошные, на вечерах для сослуживцев я помню ее исполнение арии Чио-чио-сан, великолепное!У отца тоже хороший слух был…
Когда много лет спустя я поступил в театральное училище им.Щепкина в Москву, у нас была педагогом по танцу Татьяна Ивановна Тамберг, которая еще в горном институте вела хореографический кружок, где я, 7-летний, участвовал. Я ее узнал по брошке особой. Удивительное совпадение…
— И какие дальше были знаковые случайности?
— Где-то в 6-8 классе мечтал быть Райкиным. Я знал наизусть все его монологи, спектакли. В 9-10 классе мы с подругой организовали театральный кружок и играли все его миниатюры. И когда поступал в Москве в театральный институт, я читал монологи Райкина – и благополучно провалился! Надо было читать не монологи, а басню – академическое жюри не простило своеволия.
Провалившись в Москве, поехал в Иркутск и там поступил в училище театральное. Год проучившись, вернулся в Москву и опять поступал в вузы. И везде провалился, и только в последний день, когда можно подать документы в училище, меня та самая девчонка, с которой мы сотворили театральный кружок, уговорила пойти в «Щепку». Наутро я приехал – а она нет, то ли проспала, то ли раздумала. А поскольку мне уже было все равно, я легко прошел все туры – поступил.
— Гитара уже была?
— Да, потому что в Иркутске, в общежитии театрального училища, все пять ребят в моей комнате играли на гитаре. И я с ними заодно. Играли все песни – и блатные, и не блатные, и когда я поступил в Москве, у меня уже был огромный репертуар. И Высоцкий, и Галич, и даже романс «Руки – вы две большие птицы». И почему-то так получилось, что на втором курсе училища (я эту историю всегда рассказываю) я играл со студенткой отрывок из «Коллег», роль Карпова. Надо было что-то делать во время монологов-диалогов, так она гладила. А я бренчал на гитаре и пел «Руки»…. Тогда Николай Александрович Анненков, Народный артист СССР (я учился у него на курсе), патриарх Малого театра, когда ему что-то не нравилось, просил начать сначала. Четыре раза останавливал, после того как я пропел романс, нашу сценку. И в антракте, когда я подошел к нему, он сказал: «Знаете, я не ведаю, как сложится у вас судьба в театре, но в песне, мне кажется, вы можете добиться неплохих результатов. Подумайте об этом».
— Когда наше радио обогатилось FM-диапазоном, все романсы и им подобные песни стали неформатом. Повсеместно сложные отношения музыки с шоу-бизнесом — это очевидно. И в то же время, когда Вы основали и вели «Романтику романса» на телеканале «Культура», Ваша передача была очень рейтинговой.
— Да, под конец периода, когда я вел эту программу, она имела высочайший рейтинг. Сейчас программа перестроилась. А меня не то что убрали — просто не пригласили на очередной сезон. Раз – и я исчез. Как-то неинтеллигентно не пригласили. Просто начали сезон без меня. А ведь я создавал программу, был автором и ведущим. А потом года два–три меня боялись даже пригласить выступить в ней.
И когда был мой 60-летний юбилей в 2007 году в Международном доме музыки, телеканал «Культура» не мог его пропустить. Они мне аккуратненько позвонили: «Мы хотим снять Ваш концерт, показать целиком».
С этого у нас опять началось потепление. Меня стали приглашать. Сейчас все лето идут повторы: о В.Козине, об Э.Колмановском, об А.Дюбюке.
— Мы рады снова Вас видеть на телеэкране. Но я хочу вновь вернуться к одной из граней Вашего творчества. Помимо всего, Вы еще и ведущий, исполнитель-универсал.
— Недавно у меня на Первом канале в программе Малахова была сольная программа о В.Толкуновой, потом посвященная русскому романсу. В ней участвовали О.Погудин, А.Малинин и я. Организаторам понравилась, следующей программой сделали мой бенефис. Я там пел, коротко показал все, что в последнее время делаю. И мне сказали: «Вы так поете и рассказываете, что Вы – эталон ведущего».
И сейчас на Первом канале, с которого в свое время я пропал, приглашают меня усиленно.
— Однажды я услышала такие слова от исполнительницы цыганского романса Ляли Черной: «Я не себя, я песню показываю…»
— Знаете, я просто посредством вокального произведения рассказываю зрителям о моем отношении к жизни, к природе, к людям, к женщине. Особенно над произведениями не работаю, даже и над романсами. Учу мелодию, текст, а вся остальная работа идет на сцене, я здесь даю жизнь, рождаю, а как оно получится… Я просто разговариваю с людьми языком вокального произведения. Знаете, сейчас многие, выходя на сцену, думают о голосе, куда послать звук, показать вокальные данные. Или в глазах «мани-мани». Ни то, ни другое меня не греет абсолютно. Я считаю, что петь прежде всего надо своим сердцем, от души. И сколько бы ни было в зале — пять тысяч или пять человек, я всегда пою со всей отдачей. Потому что процесс пения доставляет удовольствие.
И еще о современных конкурсах-шоу. Для меня выступление на сцене никогда не было спортом. Я не хочу соревноваться – ни с Малининым, ни с Погудиным, ни с Лещенко, ни с Кобзоном. Это же не спорт, это искусство! Каждый из нас имеет свою нишу, занял свою позицию на этой эстраде, у каждого из нас есть своя публика, свои поклонники. Я хочу, чтобы мой зритель оставался со мной.
P.S. Те, кто хочет продолжить знакомство с творчеством Леонида Серебренникова, может заглянуть на его сайт в Интернете.
А брестчане ждут новых встреч с любимым исполнителем на живых концертах в Бресте.
Фото Натальи АЛЕЙНИКОВОЙ
Ответить