Мир педагогов шумит, как растревоженный улей, несмотря на то, что власти пытаются нарисовать картину оптимизации яркими красками. Министр образования Сергей Маскевич в своих многочисленных выступлениях накануне 1 сентября успокаивает заверениями, что увольнять никого не будут и что все перемены – исключительно на благо общества и для повышения эффективности образовательного процесса. Только у некоторых педагогов школьные новшества всё равно вызывают опасения, которыми они и делятся с «БК».
Не сократят, а отправят на пенсию
В связи с увеличением ставки для учителей с 18 до 20 часов в неделю в школах страны количество штатных единиц автоматически уменьшается на 17 тысяч. Но, как сказал министр, реальное количество педработников в дошкольном и школьном образовании сократится на 7 тыс.
В первую очередь оно связано с закрытием малокомплектных школ в сельской местности. В прошлом году, например, в Беларуси работали 290 классов, в которых обучалось по одному ученику. Потому в новом учебном году в стране прекратят работу 130 учреждений среднего образования.
Сергей Маскевич также отметил, что еще одна причина уменьшения количества учителей в школах – выход на пенсию, но в целом проблемы кадрового голода система образования не ощущает. Разве что будет большой спрос на учителей начальных классов, т.к. в этом году в школы идёт свыше 99 тысяч первоклассников, что на 6,5 тыс. больше, чем в прошлом году.
В Брестской области, в соответствии с решениями местных властей, с 1 сентября будет закрыто 25 малочисленных школ (до 50 учащихся), из них 2 средних, 10 базовых, 2 начальных школы, 4 учебно-педагогических комплекса «детский сад – базовая школа», 7 учебно-педагогических комплексов «детсад – начальная школа».
12 школ на Брестчине реорганизованы, в том числе 8 понизили статус, 4 преобразованы в учебно-педагогические комплексы «сад-школа».
Кроме того, как сообщает официальный сайт управления образования облисполкома, закрывается Юголинская вспомогательная школа-интернат, Брестский профессиональный лицей швейного производства им. Д.М.Карбышева, закрыто 3 вечерних школы, 9 межшкольных учебно-производственных комбината, 2 учреждения дополнительного образования, 2 учреждения дошкольного образования, в 2-х социально-педагогических центрах структурные подразделения – «детский социальный приют».
К 1 сентября в области откроют двери для малышей 3 новых детских сада: в Барановичах (на 240 мест), Иваново (170) и деревне Ремель Столинского района (75), а также будет введен в эксплуатацию новый спальный корпус Брестской санаторной школы-интерната по ул. Тришинской.
Для всех учащихся закрывающихся школ обеспечивается подвоз к близлежащим учреждениям образования, говорится на сайте, а также решается вопрос по трудоустройству кадров.
Географов догрузят физикой?
«Всё-таки, если нагрузка меньше 20 часов – это неполная нагрузка, неполный рабочий день. Это не есть обязанность для учителя и обязанность для конкретного учреждения образования», – сказал министр. И пообещал, что создавать такие условия будут.
Например, тех же учителей географии (в школах они и на 18-часовую ставку еле набирали занятий) будут догружать. Какими предметами, министр не конкретизировал, однако подчеркнул, что «в этом учебном году будем организовывать подготовку в институтах развития образования, чтобы люди могли получить дополнительную квалификацию и преподавать дополнительные предметы. Особенно на уровне базовой школы».
Получается, географ с 1 сентября уже будет учить физике, сам ещё не получив дополнительную подготовку?
Но Сергей Маскевич акцентировал, что всё зависит от того, сколько конкретный учитель хочет работать: «Если он вел одну ставку или полставки и особо не хотел напрягаться – будет одна заработная плата. Если же он имел большее количество часов, занимался с учениками дополнительно, то и получать с нового учебного года он будет больше».
Мнение брестчанина, педагога с большим опытом (который пожелал остаться инкогнито, т.к. до сих пор работает в учреждении образования):
– До повышения ставок не доходили даже в советские времена – наоборот, в тот период шли разговоры о снижении нагрузки на учителя. Так, планировалось математикам снизить полную ставку до 16 часов, а языковедам – до 14. Ведь педагогу понятно: чем больше часов ставка – тем сложнее работать, снижается качество работы. Хороший учитель всегда готовится к урокам. А сейчас ему придётся всё время сидеть в школе. А разве там есть место для подготовки педагога? Есть специальный кабинет с компьютером, Интернетом, телефоном?.. С таким положением дел хорошие педагоги просто будут уходить из школ, т.к. они не смогут вести занятия качественно. А из-за такой зарплаты тем более будут уходить мужчины.
Насколько реально она вырастет?
С 1 сентября оклады учителям увеличат на 25%. И министр образования по этому поводу сказал: «Рост заработной платы будет определяться количеством часов, реальной учебной нагрузкой педагога. Если у него останется то же количество часов, что было в прошлом году (в среднем по республике в прошлом году нагрузка была 22 часа), то он будет иметь заработную плату несколько большую. Увеличение будет определяться тем, какая у него квалификация».
Как поясняют в пресс-службе Минобразования, в среднем по стране зарплата увеличится в зависимости от категории учителя, классности и т.д. на 57 – свыше 200 тыс. рублей.
Но вот что подсчитал брестский учитель со стажем, также не захотевший себя афишировать:
– Они подняли оклады учителям, но с повышением нагрузки это получается не прибавка, а минус к зарплате. За 20 часов в неделю (80 в месяц) мы получим на 11,7% меньше по сравнению с тем, если бы за дополнительные часы нам дополнительно оплачивали. Какое же это повышение?.. Учителей урезают в деньгах, но предъявляют к ним повышенные требования. А возьмите каникулярное время: раньше за него платили как за 24 часа, а сейчас считают только ставку. Так что не увеличили нам денежное довольствие – увеличили только писанину.
Где имидж и жажда?
Как гласит известная реклама: «Имидж – ничто. Жажда – всё!». Однако в сфере образования, как говорят сами педагоги, её можно применить с точностью до наоборот: ни имиджа, ни жажды.
Сергей Маскевич обозначил три актуальные задачи среднего образования в новом учебном году. Во-первых, закрытие всех вечерних школ. Во-вторых, обеспечение в учреждениях, расположенных в городской местности, наполняемости 1-х, 5-х, 10-х классов в количестве 24 человек. И в-третьих, создание рациональной и оптимальной сети учреждений общего среднего образования, в которых будут функционировать классы с изучением на повышенном уровне отдельных учебных предметов (с учетом востребованности профессий на рынке труда).
Но, как показывает жизненный опыт, чтобы поднять «боевой дух» педагога, достаточно поднять ему имидж и зарплату. А последние решения этому совершенно не способствуют. И если раньше педагогом быть считалось почётно, то сегодня – плачевно, и не случайно вузы не добирают студентов на бюджетные места.
Не нужно ходить далеко – в этой вступительной кампании Брестский университет им. А.С. Пушкина на дневную форму обучения за счёт бюджета набрал 457 абитуриентов при плане 510, а на заочную – 116 вместо 140. И на специальности «физика» и «математика» (научно-педагогическая деятельность) не подано ни одного заявления. В прошлую вступительную кампанию такая участь постигла специальность «белорусский язык и литература. Иностранный язык (английский)» – 9 бюджетных мест остались свободными.
Наталья АЛЕЙНИКОВА
Справка «БК»
В новом учебном году в школы области придут 155 тыс. 820 учеников, что почти на полтысячи больше, чем в 2012-м. Первоклашек станет больше на 1 тыс. 160. А всего первый раз сядут за школьные парты 16 тыс. 70 детей.
0 комментариев
Наталья Алейникова
28.08.2013 в 17:11123
28.08.2013 в 17:11спасайся кто может. тонем по всем бортам!
кастусь
30.08.2013 в 18:31педагог зарабатывает как не высококвалифицированный рабочий (2-3 разряд), кого же он научит, или чему?девальвация образования пришла не только в школу. уже приходят специалисты, в лучшем случае знающие виндоус. очевидно, что выносит на обочину, или на глухие задворки всех нас. ну а детям как? куда им?
Станислав
31.08.2013 в 10:54Студентов вузов должно быть (с учетом рабфаков) 30% от численности выпускников школы. Все остальные освоить высшее образование не могут.
пока работающий учитель
31.08.2013 в 17:18Индийская пословица говорит: » Если бы Бог услышал молитвы учеников, то все учителя бы давно умерли». Не знаю, как Бог, по видимо всё руководство нашей страны чутко прислушивается к словам и пожеланиям учеников.
Владимир
08.09.2013 в 22:53Дети на родятся в нашей стране — основная проблема, остальное суть производное. Это мы просто не заметили в своё время (по причине ослепления антикоммунизмом), что у нас не стало ни одной школы, а у нас теперь «Учреждения образования». А посмотрите, как выросли штаты околообразовательных учреждений….. Вот куда деньги улетают
дарья
27.09.2013 в 17:33я нужно школа новый Брест я хочу