Раз – нагрузка, два – нагрузка
Почему не верил? 18-часовая недельная учебная нагрузка учителей (в начальной школе 24 часа) была установлена постановлением правительства СССР ещё в 1936 году. Не менялась она ни в суровые военные годы, ни в тяжёлый послевоенный период.
Во второй половине 90-х годов по инициативе ЦК профсоюза работников образования и науки учебная нагрузка учителей начальных классов была снижена до общепринятых 18 часов. В эти же годы отраслевой профсоюз выступил с аргументированным предложением уменьшить недельную учебную нагрузку учителей до 16 часов. Обосновывалось это предложение значительно возросшим объёмом ненормируемой нагрузки, необходимостью увеличения времени на повышение профессионального мастерства учителя и рядом других факторов.
К сожалению, данное предложение не было поддержано. Тем более неожиданным стало принятое нынешнее постановление правительства об увеличении учебной нагрузки педагогов. Почему это произошло?
Вероятнее всего, дела в экономике страны не столь блестящие, как в этом пытается нас убедить белорусское телевидение. Очевидно, что соображения об экономии бюджетных средств за счёт системы образования взяли верх в головах тех, кто уполномочен принимать подобные решения.
Отказ от 12-летнего обучения, оптимизация сети учреждений образования, постоянный рост численности «платников» и стоимости их обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, перевод школ с углубленным изучением отдельных предметов в разряд обычных, намерение закрыть методические учреждения, повышение ставок учебной нагрузки учителей — всё это звенья одной цепи. При этом последствия предпринимаемых шагов авторами подобных решений и инициатив явно не просчитываются. Забывается, в частности, что дешёвое образование качественным быть не может.
Чиновничьи игры с оплатой труда
В чём конкретно заключаются негативные последствия ныне принятого решения? Назову лишь три, на мой взгляд, основные. Во-первых, многие годы перед уходом в очередной отпуск (это, как правило, конец мая – начало июня) учитель по результатам предварительного распределения учебной нагрузки знал, в каких классах и какие учебные дисциплины он будет преподавать. Это позволяло ему в отпускной период спокойно готовиться к новому учебному году.
Сегодня ситуация иная. Документ принят 6 августа, а 15 августа к работе должны были приступить молодые специалисты — выпускники высших и средних специальных педагогических учебных заведений. К тому же из отпусков возвращается основная масса учителей. У абсолютного большинства из них с предстоящей учебной нагрузкой – полная неопределённость. Можно себе представить, что в эти дни творится в педагогических коллективах, районных и городских отделах образования, сколько расходуется нервных клеток!.. Вторым негативным моментом увеличения нагрузки является сокращение количества ставок педагогических работников. Имеется намерение несколько снять остроту проблемы за счёт непредставления учебной нагрузки работающим пенсионерам. Но наши пенсионеры, самые работающие в мире, стремятся зацепиться за работу не потому, что они такие трудоголики, а вследствие того, что на учительскую пенсию в районе двух миллионов просуществовать не так-то просто. Тем более что в реальной жизни многие из них выступают добровольными «спонсорами» в оплате обучения своих внуков в высших и средних специальных учебных заведениях. Снизить остроту двух названных проблем можно было бы за счёт своевременного принятия указанного постановления. Если уж в чиновничьих головах созрела мысль в очередной раз сэкономить на образовании, то почему не принять постановление, скажем, в феврале — марте, позволив тем самым органам и учреждениям образования разрулить ситуацию в более спокойной обстановке? А так имеем очередной пример непродуманных, непрофессиональных управленческих решений в исполнении наших властей. И, наконец, третья проблема. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в системе образования в июне этого года составила 3 млн. 613 тыс. 883 рубля, что является одним из самых низких показателей по видам экономической деятельности. Меньше этот показатель лишь в сфере предоставления социальных услуг (3 млн. 16 тыс. 469 рублей). На данный момент отсутствуют необходимые исходные данные, которые бы позволили определить уровни оплаты учительского труда в новых условиях. Однако уже сейчас можно сделать вывод о том, что даже при планируемом 25%-ном повышении тарифной ставки по уровню оплаты труда педагоги останутся в нижней части «турнирной таблицы». Если с учётом галопирующей инфляции не опустятся ещё ниже. Особенно незавидна судьба молодых специалистов, не имеющих ни стажа работы, ни квалификационных категорий и, как следствие, соответствующих надбавок к заработной плате.
Почему молчат профсоюзы?
В связи со сказанным возникает вопрос: «А где же защитники трудящихся — Федерация и отраслевой профсоюз?» Что-то не слышно господина Л. Козика. Помалкивает и отраслевой профсоюз. Почему Федерация и отраслевой профсоюз не выступили против принятия этого документа, не мобилизовали для этих целей педагогические коллективы? Нельзя серьёзно воспринимать позицию, озвученную на страницах газеты «Беларускі час» заместителем председателя ЦК отраслевого профсоюза Р. Дапиро: «Мы рассчитываем … на повышение заработной платы работников отрасли» или «Организационные структуры отраслевого профсоюза постараются оказать всю необходимую помощь таким (потерявшим работу. – Авт.) членам профсоюза». Непонятно, на чём строятся расчёты господина Р. Дапиро о повышении зарплаты педагогам. Ведь, по его же словам, «раньше средняя нагрузка учителя варьировалась от 1,15 до 1,25 ставки в зависимости от региона, то сегодня в большинстве случаев она может снизиться до одной ставки». А ведь это ещё один минус в зарплате учителя. Непонятно и какую помощь организационные структуры профсоюза окажут потерявшим работу педагогам.
Стерпится – слюбится
Ну, а что же сами учителя? Какой реакции ожидать от них? Опираясь на личный многолетний опыт работы в образовательной сфере, осмелюсь спрогнозировать реакцию пролетариев интеллектуального труда, чьи права и интересы попраны в очередной раз.
Ничего не случится. Молча, они в очередной раз проглотят допущенную в отношении их несправедливость. Возможно, посудачат на кухнях. Будут и дальше содержать своих профсоюзных «защитников», оставаясь членами этих организаций. По команде сверху будут и в дальнейшем в составе избиркомов обеспечивать «нужным» кандидатам «элегантные» победы на «выборах». Продолжат мириться с рабской контрактной системой, безропотно выполнять несвойственные им функции. Вот только свою основную функцию они всё в большей степени осуществляют хуже и хуже. Об этом убедительно свидетельствуют результаты тестирования. Всё меньше в учреждениях образования Педагогов. Именно Педагогов с большой буквы, ярких личностей. Им всё труднее найти своё место в школе. Недобор на бюджетные места на педагогические специальности в ряде вузов – тоже тревожный сигнал. Грустно, но это, к сожалению, так. Наша образовательная сфера, включая все её структуры, находится в глубоком системном кризисе. Одна из главных причин — в шкале государственных интересов она занимает неподобающе низкое место. Не осознав этого, не предприняв эффективных мер по исправлению подобного положения, мы потеряем очень много.
Через несколько дней прозвучит первый школьный звонок в новом учебном году. С праздником, коллеги!
Николай КОВШ, кандидат педагогических наук, член Национального комитета Объединённой гражданской партии
г. Брест
Ответить