Спектакль как документальный фильм. Спектакль – шок. Спектакль как тонкая ниточка надежды на возможность диалога между людьми противоположных взглядов. Спектакль, как будто не было никакого спектакля. Перед тобой сидели реальные люди из реальной жизни и говорили о реальных событиях, приведших к реальной трагедии – убийству антифашиста Тимура Качаравы 13 ноября 2005 года у магазина «Буквоед» на площади Восстания в Петербурге.
«Антитела» – второй спектакль Петербургской документальной сцены, которая явилась новым проектом театра-фестиваля «Балтийский дом». Здесь молодые авторы, режиссёры и актёры могут воплощать экспериментальные проекты, основанные на документальной реальности.
И сценарий «Антител» составлен из подлинных интервью. Мать Тимура, его девушка, мать осужденного за убийство, лидеры правых и левых группировок, следователь и охранник вспоминали до мельчайших подробностей и день убийства, и некоторые жизненные моменты до него. И эти подробности, на первый взгляд совершенно мелочные и не причастные к трагедии, после анализа приобретали определённый смысл.
Если бы мать Тимура разобралась в увлечении сына, а не просто поддерживала его антифашистские взгляды… Если бы его девушка не сидела в театре на скучном спектакле, а ушла после первого акта – ведь он ей звонил… Если бы отец Паши (парня из фашистской группировки, осужденного за убийство) не тупо бил своего отпрыска за любые провинности, но попытался бы поговорить, узнать интересы сына… Если бы охранник магазина, ставший свидетелем бойни, не действовал согласно инструкции объекта торговли, а просто выбежал бы на улицу и разогнал пацанов. Если бы…
Но на все эти «если бы» с многоточием жизнь поставила чёрную точку, которую не стереть, не вырезать. «Убийство – это мера необратимая» – как сказал один из героев спектакля.
В постановке много рассуждений о причинах возникновения экстремистских движений, смысле бытия и ценности человеческой жизни. В результате диагноз обществу был поставлен жёсткий: «Когда в организме появляется болезнь, организм начинает вырабатывать антитела, которые начинают бороться. Когда государство больно, в нём тоже появляются такие передовые отряды».
… Для большего натурализма в спектакле используется ненормативная лексика. И хотя я ярый противник нецензурщины и в жизни, и тем более в искусстве, но здесь она почему-то не резала слух. Может, потому, что в данном случае это была малая доза – как живая вакцина против вируса бескультурья. А может, из-за того, что в спектакле она органично вписалась в речь героев.
В любом случае «Антитела» режиссёра Михаила Патласова могут побороться за лучшую экспериментальную работу – победителя в этой номинации определяет пресса. А исполнительница роли матери Паши Ольга Белинская вполне может номинироваться на лучшую женскую роль – но это уже в компетенции театроведов и критиков.
Напомним, что спектакль уже является обладателем Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» и Национальной театральной премии России «Золотая маска».
фото со страницы спектакля VK
Ответить