Во время фестивальной программы эксперты в области театральной режиссуры, сценографии и журналистики дали ряд мастер-классов для профессионалов и любителей. Очень содержательной оказалась встреча с критиком и публицистом Романом Павловским. Долгие годы проработав штатным критиком «Газеты выборчей», г-н Павловский является сегодня куратором двух знаменитых театральных фестивалей в Варшаве и преподаёт. Он охотно поделился своим профессиональным опытом с будущими журналистами и критиками. В живом общении с молодёжью прошло практическое занятие по подготовке материалов о культуре. Молодые люди учились быстро и кратко формулировать свои впечатления о фестивальных спектаклях. Сегодня краткая, эмоциональная рецензия, появившаяся в социальной сети через час после премьеры, дороже более содержательной, опубликованной через два-три дня в бумажной газете — наставлял слушателей г-н Павловский. После трёх часов насыщенных занятий будущие мастера пера твёрдо уяснили, что современный критик должен быть мультидисциплинарным специалистом, владеющим необходимой театроведческой терминологией, всеми жанрами журналистики, умеющим вести дискуссию как на форумах, так и в живом общении со зрителем.
Своим опытом использования новых технологий в создании театрального спектакля, использования видео-эффектов как элементов сценографии и светового решения театральных постановок поделился режиссёр Кшиштоф Горбачевский и визуальный художник Роберт Млечко. Молодые авангардные художники предварили показ спектакля «Портреты польских королей» мастер-классом, рассказали слушателям о замысле, показали видеозаписи других своих постановок, секретов не таили. К сожалению, такой уровень технической оснащённости театральных постановок, возможности использования видеопроекций и видеоинсталляций в современном сценическом искусстве, как это имеет место в Польше, да и в Европе в целом, белорусские деятели театра видят в своём далёком светлом будущем.
В свободной беседе провёл свой мастер-класс драматург, менеджер культуры, художественный руководитель национального Старого театра в Кракове Себастиан Маевский. Слушатели засыпали его самыми разными вопросами, интересовались как распределением государственного финансирования театров в Польше, так и штатным расписанием. Оказалось, что в отличие от Беларуси, в польских театрах нет штатных режиссёров, их, как свободных художников, приглашают на постановку. Репертуар в Старом театре составлен таким образом, что все актёры много играют и не ждут годами ролей, как бывает у нас. Если актёр не сумел зарекомендовать себя в течение сезона, администрация имеет полное право с ним расстаться. Любопытно, что репертуар в краковском театре строится по принципу тематических сезонов. Например, спектакль «Портреты польских королей» вышел в сезоне, посвящённом биографиям выдающихся людей, наряду со спектаклем «Быть как Стив Джобс». Текущий сезон и несколько последующих посвящаются выдающимся польским режиссёрам К.Свинарскому, А.Вайде, Люпе и др.
Г-н Маевский разъяснил участникам мастер-класса идею спектакля «Портреты польских королей» и поведал любопытную историю его создания. В качестве литературной основы спектакля послужила книга Я. Матейко о польских королях, а также исторический факт, когда с 1939 по 1845 г. генерал-губернатором оккупированного фашистами Кракова стал Ганс Франк. Он стал жить в резиденции польских королей, объявил себя законным их наследником. Создатели спектакля решили придумать вымышленную встречу самозванца с ожившими законными королями. Очень богатая идея! Кто бы придумал на материале нашей истории подобную встречу в Кремле кавказского горца с Иваном Грозным, императорами Петром и Павлом, самодержавными дамами. Не менее занятный получился бы разговор, чем у наших соседей.
Сценическая версия спектакля создавалась в течение семи недель, вместе с актёрами работали два драматурга, многие находки, сделанные во время репетиций, потом закреплялись и вносились в драматургическую основу. Спектакль «Портреты…» впервые покинул родную сцену, поэтому брестчане могут гордиться, что в рамках фестиваля у нас состоялась мировая премьера этой оригинальной постановки. 36 часов монтировались сложнейшие декорации и устанавливались видеокамеры, внешний облик спектакля полностью преобразился. Действие происходило не только на сцене, но и в концертной яме, укромных уголках закулисья и даже в зрительном зале. Режиссёру К.Горбачевскому так понравился эпизод с зеркалами, что он решил перенести эту находку на родную сцену. Всё сценическое действие транслировалось на большой экран, закрывающий почти всю сцену.
Спектакль «Портреты…» оказался сложным не только постановочно, но и потребовал серьёзных интеллектуальных усилий от зрителей. Скажем честно, не все выдерживали это испытание. Зазор между зеркалом сцены и экраном так и манил заглянуть в глубину сценического пространства, где актёры в исторических костюмах и телеоператоры с камерами вели свою игру, отличную от той, что отражалась на экране, но не менее увлекательную. Без глубокого знания польской истории с трудом идентифицировались персонажи. Знания языка не хватало, чтоб в титрах на экране ухватить нюансы лексики. Очевидно, что язык Ягеллонов отличался от языка Понятовского и тем более Франка и его жены, а-парты героев в зрительный зал предполагали живой современный жаргон. Всё это и многое другое не успевало задержаться в сознании, оставляя привкус досады. Ожидания самых терпеливых зрителей, что после антракта экран поднимут и действие продолжится на сцене, так и не оправдались. Отдавая должное самоотверженности актёрского ансамбля, позволю себе остаться при собственном убеждении: если 80% визуального ряда постановки транслируется с экрана, то назвать это зрелище полноценным театральным спектаклем не берусь. Впрочем, дело вкуса. А критика, как и дегустация, апеллирует именно к нему — ко вкусу. Ареопаг критиков и театроведов не стал выносить на обсуждение, а тем более спорить о своих вкусовых предпочтениях. В конце концов решили просто назначить польских королей победителями в номинации «Лучшая новаторская постановка».
При подведении итогов фестиваля за круглым столом белорусский критик Лиопа высказала дельное предложение организовать ещё один мастер-класс для всех белорусских режиссёров и самым подробным образом исследовать эту постановку как образец современного авангардного театра, который давно процветает в Европе и является очень редким экзотическим гостем в белорусских театрах.
Незаслуженно мало было сказано на обсуждениях о пластическом спектакле «Расписание уроков» Театра А3 «Коллекционеры эмоций» из Варшавы. На первый взгляд он состоит из ряда живых наблюдений за детьми, забавных этюдов, не связанных сюжетно.
Однако на самом деле целостность спектаклю придаёт глубокая сосредоточенность артистов на действии, их филигранное взаимодействие друг с другом и с предметами. Замечательный ансамбль из трёх актёров — Дариус Скибински, Ян Кочановски и Лешек Пиелорж — самоотверженно погружается в малоизведанную пучину детской психологии, тонко отражая её в особенностях исследования предметного мира и своего организма. Станиславский недаром советовал актёрам учиться играть у детей. Детская сосредоточенность взрослых мужчин на игре вызывает уважение и восхищение их профессиональной оснасщённостью.
Артистам брестских театров, студентам Белорусской Академии искусств, а также смелым любителям театра выдалась редкая возможность принять участие ещё в нескольких мастер-классах. Так молодые режиссёры Вероника Щавинска и Агнешка Якимяк провели перформативную читку пьесы Молгожаты Сикорской-Мищук «Балда». Режиссёр Барбара Вишневска с группой энтузиастов представили редкую у нас форму — публичное чтение пьесы Дороты Масловской «Двое румын, говорящих по-польски». Мастера перформативных представлений из Швеции Богдан Зибер и Карина Райх сумели за десять часов репетиционного времени создать небольшое представление, состоящее из нескольких сюжетов. Так актриса Брестского театра кукол Светлана Мацуль воплотила собственные переживания, как того требуют каноны жанра, в сюжете «Бедная Золушка, нечего обуть, нечего одеть!» Разногласия с родителями о молодёжной моде вылились в эпатажное действие по отпиливанию каблуков от туфель. Многие девушки, кому мамы навязывают свои вкусы, охотно повторили бы эту акцию. Впервые брестчане увидели настоящий перфоманс «Не заморачивайся сказками», устроенный гостями из Швеции в парке им. 1 Мая. Самые терпеливые зрители дождались, когда закопанных по шею в землю исполнителей освободили и отпустили восвояси.
В целом совместный проект деятелей культуры Польши и устроителей МТФ «Белая Вежа» очень оживил фестивальную программу. Любители театра и вся фестивальная публика будут с нетерпением ждать следующих фестивалей, которые по словам директора МТФ А.Козака теперь станут тематическими, давая более целостное представление о театре той или иной страны. Заранее благодарны. Ждём.
0 комментариев
Наталья Алейникова
20.09.2013 в 19:52Денис
20.09.2013 в 19:52«Кто бы придумал на материале нашей истории подобную встречу в Кремле кавказского горца с Иваном Грозным, императорами Петром и Павлом, самодержавными дамами. Не менее занятный получился бы разговор, чем у наших соседей» — уважаемый автор, а Вам не кажется, что это история России? Мы живём в Беларуси, и у нас были свои руководители страны