Прошел год. У 56% промышленных предприятий нет оборотного капитала. Производительность труда вместо запланированных 10% увеличилась только на 2,5%., зато реальная зарплата выросла на 19,5%. Как отмечает руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, падение промышленного производства cоставило 4,5%, кредиторско-дебиторская задолженность увеличилась на 30-40%, чистые убытки промышленных предприятий удвоились, а экспорт за 7 месяцев текущего года сократился на 23,5%. «У нас нет ни новых брендов, ни новых товаров, ни новых рынков. Мы теряем рынки, на которых были традиционно сильны. Еще одна такая модернизация — и кризиса не надо», — убежден Романчук.
Программа модернизации предсказуемо вылилась в распределение бюджетных ресурсов среди традиционных секторов экономики. Это модель, за которой стоят интересы руководителей концернов, министерств, облисполкомов. При помощи программы внутреннего кредитования был обеспечен нужный им вал.
— Затевая модернизацию, ее авторы намечали, если пользоваться китайской терминологией, «большой скачок». Но, как и в Китае во времена Мао, этот скачок у нас, похоже, закончится «большим обломом», — считает политолог Александр Класковский. — Модернизацию объявили тогда, когда «клюнул жареный петух». Это особенность нашей власти — ничего не менять, пока есть такая возможность. Но «жареный петух» выклевал из казны финансы. А ведь модернизация требует вложений. А денег нет.
Вот почему, похоже, де-факто модернизацию решили проводить точечно, полагает политолог.
Экономист Сергей Чалый уверен, что процесс модернизации идет и деньги осваиваются, но поскольку она понимается как обновление основных фондов, результаты, если и будут, то лишь через несколько лет. Сама идея модернизации, по представлению властей, — это ответ на необходимость проведения структурных реформ. Но ответ довольно ограниченный: стены подремонтируем, новые станки поставим. «В отраслях, которые целиком зависят от технологий — скажем, в нефтепереработке, это может дать эффект. Повысятся объемы, а рынок проглотит все, — считает экономист. — Но таких отраслей немного. Даже для торговли калийными удобрениями важен маркетинг. А как только речь заходит об отраслях со сложным рынком сбыта, оказывается, что все упирается в систему управления. И как раз в сфере управленческих технологий никаких особых изменений белорусская модернизация не предполагает. К тому же это проблемы не микро-, а макроэкономики».
Например, вопрос собственности. В Беларуси директора не являются менеджерами, их задача, как в советские времена, — осваивать бюджет и выполнять план. Так что если и можно ждать результатов, то только косметических.
Почему же белорусская модернизация буксует? Ведь мир знает примеры авторитарных модернизаций, достаточно вспомнить опыт китайцев и «азиатских тигров».
— Азиатские авторитарные режимы «держали в кулаке» политику, но «откручивали гайки» в экономике, — поясняет Александр Класковский. — Они создавали благоприятные условия для инвесторов, давали им карт-бланш. А у нас вместо этого национализация в кондитерской отрасли, война с «Уралкалием». Понятно, что разумные и дальновидные инвесторы будут обходить такую страну за версту. Власть не готова идти на либерализацию в экономике, а без этого вариант авторитарной модернизации не проходит.
Либерализация в экономике, ставка на мозги эффективных собственников и менеджеров, которые создадут эффективную систему управления и распределения ресурсов — условия, без которых настоящая модернизация невозможна. Остается вопрос: что будет с белорусской модернизацией дальше?
— Лишних средств нет, поэтому многие «наполеоновские планы» сейчас без особой огласки будут понемногу сворачиваться, —— прогнозирует Александр Класковский. — В дальнейшем многое будет зависеть от отношений с Россией: если она проплатит евразийскую интеграцию, то белорусская власть получит возможность отодвинуть любые реформы еще на пару лет.
Но на новом витке, через два-три года, проблема обострится вновь. «Власть опять будет стремиться решать проблемы локально: даже относительные успехи где-то могут быть. Но как стратегическое направление авторитарная либерализация в Беларуси «не прокатит»: вопрос всё равно упирается в смену политической системы», — уверен политолог.
Модернизация будет потихоньку «спускаться на тормозах», считает и Сергей Чалый.
— Очевидно, что сам процесс модернизации — это пропагандистский момент. Так что чем бы модернизация ни закончилась, что бы с ней ни случилось, ее назовут грандиозным успехом. И на следующих выборах власть скажет, что фундамент новой экономики страны заложен и в скором времени она точно расцветет, — отмечает экономист.
Ярослав Романчук говорит о возможных шоу-кейсах, которые власти продемонстрируют населению как доказательства успехов, как часть политической PR-кампании.
— Примеры могут быть и из тех секторов экономики, которые развивались бы и так, безо всякой модернизации. Ну а самые убыточные предприятия попытаются или продать, или объединить в рамках какого-нибудь холдинга, чтобы не портили статистику, — таков прогноз экономиста.
Есть и другой вариант — разработка экономических реформ в рамках инициативы «Европейский диалог о модернизации с Беларусью». «Но у нас самый главный модернизационный проект — как «доить» Россию», — подытоживает Ярослав Романчук.
Вот только когда инновационные способы «дойки» иссякнут, встанет всерьез вопрос: «А что нам со всем этим балластом делать?»
Пётр СТАРОБИНЕЦ, zautra.by
Ответить