По традиции, заложенной еще в благословенные советские времена, в последнее воскресенье сентября отмечается День машиностроителя. Спору нет, машиностроение – одна из ведущих отраслей экономики страны. Тем более для такой страны, как Республика Беларусь, не обладающей большими запасами природных ресурсов. С развалом Советского Союза нам теперь самим приходится искать рынки сбыта продукции – тракторов и грузовиков, холодильников и стиральных машин. Да и чего греха таить, собственные несознательные граждане тоже норовят «барахла» за бугром прикупить. Ну, ничего, вот начнем пошлину с выезжающих взимать — и сразу заживем. Боюсь, правда, как бы потом не пришлось «северную надбавку» для остающихся приплачивать.
Много воды утекло со времен царствования на наших широтах «плановой экономики». Мир изменился. Скорость жизни увеличивается не по дням, а по часам и минутам. Одно остается неизменным – потребность в талантливых людях, способных ответить на новые вызовы времени, в сжатые сроки решить сложные задачи и дать максимально возможный результат. В советские времена зачастую требовался и невозможный. Работа за чертой человеческих возможностей, на «сверхусилии» – было как раз делом привычным и обыденным. Способных работать в таком режиме система отмечала и привечала, делала своими, поощряла и одаривала всяческими привилегиями.
Но в том-то и дело – рушатся системы, распадаются страны, остаются дни и труды человеческие. Остается Человек и его труд.
С четырьмя классами – из Пинска в Москву
Будущий главный конструктор Борис Львович Шапошник родился 17 декабря 1902 года в Пинске. Глава семейства, в котором было шесть человек детей, зарабатывал на пропитание скорнячеством. Да не только, между прочим, на пропитание. Потому как Борис получил и начальное образование, и окончил в родном городе четыре класса училища. А с пятнадцати лет, то есть в 1917-м, когда все смешалось в имперском доме, и работать пошел подсобным рабочим. Три года на этих работах прошли на фоне социальных катаклизмов, военных и пограничных пертурбаций. К совершеннолетию, по нашим меркам, то ли надоели ему все эти передряги, то ли почувствовал в себе юноша судьбу свою и предназначение, отправился в Москву, где без особых для себя проблем окончил сначала рабфак при механическом институте, а затем – МВТУ им. Баумана.
От рядового инженера – до главного конструктора
В 1929-м с дипломом инженера выпускник одного из лучших вузов страны Борис Шапошник поступает на работу на Московский автомобильный завод. Поначалу работал планировщиком одного из цехов. В 1931-м завод переименовали в ЗИС – завод имени Сталина. Как корабль назовешь, так он и поплывет: реконструкция, модернизация, индустриализация. Соответственно, и текучка кадров, потому как по мере продвижения социализма возрастает классовая борьба. Звезды Борису Львовичу благоволили, под каток классовой борьбы он не попал, а мчался по карьерной лестнице вверх. К 1939 году – он уже главный конструктор завода. Причем, и это нужно отметить особо, в этом взлете «повинны» именно профессиональные качества нашего конструктора. В Компартию-то он вступил только в 1963-м!
Одной из главных задач предвоенного времени было создание автомобиля повышенной проходимости. Четкой технической концепции, каким должен быть такой автомобиль, не было. Зарубежных аналогов почти нет. Промышленный шпионаж тоже до сегодняшних высот не поднялся. Так что приходилось надеяться только на себя, на свои идеи и наработки. До начала войны успели выпустить партию грузовиков ЗИС-32 — улучшенную, полноприводную модель ЗИС-5.
С началом войны – эвакуация завода в Ульяновск. Понятно, что не до творчества было. Надо было хотя бы по мере возможности улучшать уже наработанное. Но к моменту открытия второго фронта и когда реально заработала программа по ленд-лизу, удалось на УльЗИСе создать машину, по основным параметрам не уступающую знаменитому «студебеккеру». Правда, трудности с дизельным топливом не позволили запустить эту модель в серийное производство. Но иногда важен не только конечный результат, а сами, так сказать, намерения. Работа Шапошника была оценена по достоинству – орденом Трудового Красного Знамени.
В 1946-м Бориса Львовича переводят главным конструктором на новый завод, строившийся в Новосибирске. Через некоторое время, как это часто бывало, передумали, завод отдали химической промышленности, а всю документацию и весь конструкторский отдел перевели на Минский автозавод.
МАЗ и СКБ-1
Уже в январе 1949-го, всего за два года, конструкторское бюро Шапошника создало карьерный самосвал МАЗ-525, грузоподъемность которого была 25 тонн, затем – МАЗ-530 на 40 тонн. В 1958-м эти грузовики передали на вновь созданный Жодинский автозавод, ныне БелАЗ.
А с июня 1954 года при Минском автозаводе особым указом было создано Специальное конструкторское бюро (СКБ-1). Понятное дело, «специальное» — значит «военное». Оное же и возглавил Борис Львович.
В общем и целом, более тридцати лет главный конструктор переключался с нужд гражданских на нужды оборонные. Необходим Стране Советов грузовик – сделаем. Нужен Родине тягач артиллерийский – пожалуйста. В 1968-м дали Борису Львовичу Государственную премию за труды. А как пишет один из знатоков автомобильного дела, в те годы новые конструкторские открытия нашего автопрома не особо-то отмечались.
Следующей задачей Шапошника было создание носителей для ракет. По всей видимости, стратегических. И с этой задачей СКБ-1 блестяще справилось. А это уже тянуло на звание Героя Социалистического Труда, которое и было присвоено Борису Львовичу в 1973-м. Еще через три года – Ленинская премия – «За создание особо мощного шасси». (Вот, детство вспоминается, парады на Красной площади по телевизору – ракеты эти на немыслимом количестве колес, и холодок по спине пробегает).
Что еще добавить? На базе сконструированных Шапошником тягача МАЗ-537Г и полуприцепа МАЗ-9994 была создана передвижная атомная электростанция «Памир-630Д». Это уже было в самом конце семидесятых.
На пенсию Борис Львович Шапошник вышел в возрасте 83-х лет, в марте 1985 года. За месяц до апрельского пленума ЦК КПСС, объявившего всему миру о перестройке и ускорении.
Начиналась другая эпоха, по сути, как это у нас всегда и происходит, отменявшая предыдущую. В сентябре 1985 года Борис Львович Шапошник скончался. А жена и дочь через несколько лет эмигрировали…
0 комментариев
Цапков Валерий
30.09.2013 в 16:46Станислав
30.09.2013 в 16:46Носитель-это сама ракета, которая выводит на орбиту полезную нагрузку. Тягачи-это скорее «возители».