В 2008 году на международном театральном фестивале «Белая Вежа» Виктор Лесин был удостоен специального диплома за сценографию к спектаклю «Преступление и наказание».
А в марте 2009 года ему была присвоена высокая награда Белорусского союза театральных деятелей – приз «Крыштальная зорка». В октябре того же года главный художник Брестского театра драмы был награжден знаком Министерства культуры РБ «За вклад в развитие культуры Беларуси».
К этому времени за плечами художника-сценографа были бесценный опыт, творческие открытия и наработки, воплощенные им в 250 спектаклях, большинство из которых были поставлены в Бресте. Вот, к примеру, только несколько названий: «Брестская крепость» по К.Губаревичу, «Раскiданае гняздо» по Я.Купале, «Играй, Йоселе, играй…» Г.Горина, «Дядя Ваня» по А.Чехову…
Незадолго до кончины Виктор Лесин успел только завершить сценографию к спектаклю «Шинель» по Н.Гоголю.
Брестский художник-сценограф плодотворно сотрудничал с театрами белорусскими – от Минска до Гомеля, Витебска, Могилева, Молодечно; его приглашали на постановки в театры Вильнюса и Киева, российские и польские театры.
Не забудется, как коллеги говорили о том, что Виктор Лесин – это один из столпов, на котором держался Брестский театр драмы. Профессионально зоркий, принципиальный, самоотверженный в работе, Виктор являл собой пример истинного художника, который за труды праведные не нажил палат каменных. В связке со спутницей жизни, единомышленницей Татьяной Корвяковой, художницей Брестского театра драмы, Виктор Лесин отдал театру всю жизнь.
Как вспоминала одна из старейших актрис БАТД Дина Дойбан, ее самые яркие воспоминания — о спектакле «Ретро», в котором участвовали именно возрастные актеры, и им помогала блистать на сцене талантливая сценография Виктора Лесина.
В профессиональной деятельности он был главным в организации художественного пространства сцены.
Долгое время и в спорте, в клубе каратэ, он параллельно как тренер поставил «на крыло» многих спортсменов.
Виктор успевал достигать высот в прямом смысле еще в одной области – горах Кавказа, куда почти каждое лето отправлялся сам, с друзьями, с подраставшим сыном Мишей и женой Татьяной. Там во Владикавказе, на родине жены, тогда проживала ее мать Елена Федосовна, или Лена, как называл ее зять. А Лена наезжала в Брест, ходила в брестский театр на спектакли, радуясь талантливой работе своих детей…
После смерти Виктора Лесина запомнились слова одной молодой актрисы о том, что в Белорусской академии искусств, которую она закончила, курс сценографии начали с такого посыла: «В наше время в Бресте трудится гениальный художник сцены Виктор Лесин».
Теперь это говорят в прошедшем времени.
И все-таки имя Виктора Лесина не исчезает из искусства и памяти.
Так, в этом году к 60-летию художника коллегами из брестского театра снят мемориальный видеофильм о Викторе Лесине, его судьбе и творчестве. Он будет показан на памятном вечере, посвященном 60-летней дате художника-сценографа в конце сентября; в музейном холле БАТД откроется выставка макетов к спектаклям и других работ Виктора Лесина.
Это очень важно, чтобы в стенах театра присутствовали не только те, кто работает здесь и сейчас, но и галерея тех, кто верой и правдой служил Его Величеству Театру.
На фото – Виктор Лесин в мастерской с «Крыштальнай зоркай»
0 комментариев
Цапков Валерий
16.10.2013 в 23:21Александр Дольников
16.10.2013 в 23:21Витя Лесин останется моим другом, коллегой и, возможно, самым талантливым театральным художником, с которым мне пришлось встретиться за всю жизнь. Только любить и лелеять художников надо при жизни, а не после их ухода… Это моё замечание всем. В том числе, к себе.