Неожиданности начались еще до начала официальных встреч. Так, несмотря на анонсированное участие всех глав государств СНГ, на самом деле в белорусскую столицу почему-то не долетели президенты Кыргызстана и Туркменистана, в результате чего эти страны были представлены на уровне вице-премьеров. Кроме того, несколько раз продекларированное Александром Лукашенко в течение последнего года (в это время Беларусь председательствовала в СНГ) стремление вернуть в состав Содружества Грузию успеха не имело. Михаилу Саакашвили уже не до саммитов: накануне новых президентских выборов он был занят выселением из официальной резиденции, которую снимало ему государство, в квартиру своей бабушки, а его потенциальные преемники не видят смысла для Грузии возвращаться в эту организацию, делая акцент на двусторонние контакты с членами СНГ.
Впрочем, мало кто скрывает, что Содружество независимых государств сегодня — это не столько международная структура, сколько своеобразный клуб для общения первых лиц и площадка для неформальных переговоров. Вот и в Минске перечень из 14-ти вопросов, внесенных в официальную повестку дня, свидетельствовал о «мелковатости» тем, достойных президентского уровня. По сути дела, главы государств просто утвердили ранее принятые программы о сотрудничестве в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и противодействии наркомании, а также обсудили Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2014-2018 годы.
Побольше интриги было на заседании Высшего Евразийского экономического совета, прошедшего накануне саммита СНГ, но и там речь шла не о каких-то прорывных моментах, а о наболевших вопросах, которые необходимо решить хотя бы к 2015-му году, когда должен быть создан Евразийский экономический союз. И, судя по прозвучавшим репликам, таких наболевших вопросов накопилось немало. Тон дискуссии задал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который выразил недоумение, что российские члены Евразийской экономической комиссии (исполнительного органа, который регулирует согласованность действий в Таможенном союзе и на территории Единого экономического пространства) участвуют в заседаниях правительства РФ и получают соответствующие установки, хотя должны быть неподотчетны ни одному из правительств. По словам Назарбаева, когда подписывался договор о Таможенном союзе, Казахстану «обещали особый режим доступа к энергосетям», однако страна его так и не получила, что не позволяет осуществлять нормальный транзит энергоносителей в Беларусь через Россию. Кроме того, президент Казахстана указал, что для некоторых товаров создаются непроходимые условия (приведя в пример белорусское молоко). Назарбаев также считает необходимым устранить все действующие изъятия и ограничения в Таможенном союзе, что целиком и полностью поддержал Александр Лукашенко, отметивший, что количество изъятий и ограничений не уменьшилось, а по некоторым направлениям даже возросло. «Мы не можем продуктивно двигаться дальше, не выполнив наши предыдущие договоренности. Не достигнув тех прагматичных или, если хотите, практических целей интеграции, о которых мы неоднократно все заявляли», — подчеркнул президент Беларуси.
Отвечая на критические реплики своих коллег, Владимир Путин выбрал более миролюбивый тон выступления, перечислил в ответ на претензии только плюсы и достижения интеграции, подчеркнув, что «за три года функционирования Таможенный союз доказал свою эффективность». При этом глава российского государства пообещал постепенно исключить все изъятия из режима торговли в этой организации. «Мы понимаем, что для наших партнеров важно исключить все эти изъятия, связанные с нефтепродуктами и нефтью и так далее. Мы готовы. Для нас это потери бюджета, но мы готовы это сделать», — заявил Путин на итоговой пресс-конференции, однако тут же отметил, что одним махом подобный вопрос не решить: на это потребуется время и достижение компромисса. Очевидно, что произойдет это нескоро.
В целом же наблюдатели отмечают, что негатив, выплеснувшийся из кулуаров саммита, свидетельствует, что между странами идет жесткая борьба как за сиюминутные выгоды (белорусские власти очень хотят скорейшей отмены пошлины на экспорт российской нефти), так и за полномочия в будущем Евразийском экономическом союзе. Хотя на словах Александр Лукашенко, к примеру, призывал не опасаться передачи дополнительных полномочий на наднациональный уровень: «Суверенитет — не икона. Всё имеет свою цену и если мы хотим жить лучше, то надо чем-то поступиться, жертвовать. Главное — это благополучие людей».
На фоне озвученных проблем Таможенного союза как сенсация воспринимались заявления, что в эту организацию якобы просится Турция (а, может, и Сирия), а интерес к созданию зоны торговли проявляет Индия. Зато Нурсултан Назарбаев призвал ликвидировать еще одну некогда созданную структуру — ЕвразЭС, поскольку большинство ее полномочий перешли к Евразийской экономической комиссии. Не торопиться в этом вопросе призвал российский президент, ибо если упразднить ЕвразЭС, то становится непонятным, кто будет заниматься дальнейшей интеграцией Армении и Кыргызстана в Таможенный союз, о чем обе страны успели заявить еще раньше турок и сирийцев.
А вот что действительно получилось у Александра Лукашенко в эти дни, так это пропиарить недавно отстроенный Дворец Независимости, на который, по его утверждению, не потрачено «ни одного бюджетного рубля». Роскошные апартаменты действительно могли впечатлить высокопоставленных гостей, прибывших на саммит. Вот только говорить при этом об экономии и бережливости, когда страна испытывает серьезные финансовые проблемы, вряд ли приходится.
Ответить