О, все эти бесконечные споры «западников» и «славянофилов», либералов и патриотов, прогрессистов и охранителей. Сколько сломано перьев и копий, а главное – человеческих судеб. Одна идея сменяет другую, меняются формы человеческого сосуществования и общественных отношений. Неизменными пока остаются солнце над головой и земля под ногами. Воздух, вода, хлеб. Жизнь уравновешивает все и вся. Древние об этом знали лучше, чем мы, теперешние. Вот о чем думаешь, пока стучишь по клавишам компьютера и одновременно слушаешь «Лучинушку» или «Кукушечка кукует», найденные в Интернете.
Благородная девица
Евгения Эдуардовна Паприц родилась 9 января 1854 года в Брест-Литовске. Отец – преподаватель Александровского Брестского кадетского корпуса, мать – Анна Константиновна Воган. Анна Константиновна сама была талантливой певицей, страстной любительницей музыки, в юности училась в Варшаве у великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Неудивительно, что все, что умела и чем обладала, в смысле талантов и навыков, передала любимой дочери.
В начале шестидесятых годов семья переехала в Москву, и девочку отдали учиться в Екатерининский институт благородных девиц – одно из первых женских учебных заведений России. Режим заведения был строг, программа обучения насыщенная. Девочки вставали в шесть утра и занимались науками до восьми вечера. Русский и иностранные языки, история, естественные науки, музыка, рисование, рукоделие. Уже здесь, в Екатерининском институте, Евгения опробовала свои силы в качестве дирижера институтского хора.
На европейской сцене
По выходе из института в 1874 году, девушка поступает в петербургскую консерваторию. Но то ли тесно было Евгении и ее талантам в столице империи, то ли душе хотелось чего-то нового и необычного. В двадцать лет всем хочется неизведанного. В том же 74-м году она отправляется в Вену, где учится вокальному пению у Матильды Маркези, которую в музыкальном мире называли не иначе как «маэстро примадонн», потому как воспитала целую плеяду звезд оперной сцены. Пройдя школу Маркези, и самой было не грех выйти на большую сцену. Дебют певицы состоялся в той же Вене во время Всемирной выставки. Видимо, дебют оказался успешным, талантливую певицу заметили. Ее ждали успешные гастроли в Будапеште, Париже и Лондоне. Она участвовала как в оперных постановках, так и давала сольные концерты.
Возвращение на родину
Успех на европейской сцене, конечно, замечательно. Но как ее примут дома, наверняка спрашивала она себя. Это как бы новый вызов судьбе. И на родине певицу приняли хорошо. В конце семидесятых – начале восьмидесятых годов она выступала в симфонических концертах с оркестром под управлением Николая Рубинштейна, в которых исполняла арии из опер Перголези, романсы Балакирева. На протяжении нескольких лет была солисткой Большого театра, исполняя партии в операх «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
«Другая жизнь»
У благородных натур, какой, естественно, являлась и по происхождению, и по воспитанию, Евгения Эдуардовна, есть этот вечный пунктик – жажда всемирной справедливости. Они не согласны принять страдания ближних. Они хотят изменить мир к лучшему. В те годы одни из самых популярных идей по изменению мира были идеи социального переустройства. Молодых, как правило, привлекают идеи радикальные. Раз – и отменить, как говорится. Видимо, на европейском свободном воздухе Евгения и впитала марксистские идеи. Немаловажно, что и молодой человек, инженер Линев, за которого она вышла замуж, разделял эти взгляды и идеи.
Вот так получается: одна жизнь – сцена Большого театра, опера «Жизнь за царя» и одновременно другая – нелегальное «Общество переводчиков и издателей», перевод на русский язык и издание статей и работ Карла Маркса, другой всевозможной зарубежной литературы социалистического направления.
В середине восьмидесятых Линева опять направляется в Лондон, с головой окунаясь в переводческую и издательскую деятельность, попутно затеяв переписку с Энгельсом, видимо, для уточнения вопросов, связанных с марксистской диалектикой.
Это, наверное, какая-то особого рода болезнь российских свободомыслящих граждан – разрываться между Лондоном и родиной. И Евгения Линева не исключение. Там – марксизм и социализм, а здесь она, оставив большую сцену, создает любительский хор из рабочих и студентов, который исполняет народные песни. При этом успевает еще ездить по русским и украинским деревням и записывать народные песни.
«Турне» за океан
Вообще, поражаешься тому, сколько энергии было у человека. В начале девяностых годов они с мужем отправляются в Соединенные Штаты. Возможно, не от хорошей жизни, поскольку вся эта кипучая деятельность по распространению марксистских идей не могла нравиться властям и могла привести к нежелательным последствиям в виде ареста. В 1892 году в Америке Линева создает русский народный хор. Первый концерт состоялся в Нью-Йорке. На протяжении четырех лет хор гастролировал по американским городам и весям, давал концерты в Бостоне, Филадельфии и Чикаго.
Последнее возвращение
В 1896 году Евгения Линева окончательно вернулась на родину. Но, в сущности, ее жизнь мало в чем изменилась. Разве что, судя по всему, меньше стала уделять внимания политическим вопросам. Теперь главным делом ее жизни становится народная песня. А значит – все равно кочевая жизнь. Она беспрестанно переезжает из одной губернии в другую, из деревни в деревню, чтобы записывать народные песни. Для записи она первая в России стала использовать фонограф – первый прибор для записи и воспроизведения звука, изобретенный Томасом Эдисоном в 1877 году.
Интеллигентная барышня, она умела расположить к себе деревенских старушек, которые удивлялись тому, что кому-то они еще были нужны. Вот как описывает посещение Линевой одной из деревень и сам процесс записи песен Зинаида Соколова, младшая сестра К.С. Станиславского: «Когда приезжала к нам собирательница русских старинных песен Евгения Эдуардовна Линева, которая записывала песни при помощи граммофона, я предупредила наших старух, чтобы приходили петь. Посмеявшись, что в них может быть еще нужда, они в глубине души были польщены и оживлены моим приглашением, главное, что пение их будут записывать. Они стали еще до приезда Евгении Эдуардовны собираться, чтобы сообща вспомнить «старинушку» и спеваться, чтобы «ладнее голосами выводить». Когда по приезде Е. Э. «чистенько убратые» в светлых платках и белых шушпунах в накидку шли вторично к нам петь ей, мужики над ними подсмеивались. – На гроб уж напели, таперя на крышку что ль пошли напевать сабе. – Пели даром. В столовой отодвинули стол в сторону, поставили стулья полукругом, разместили певиц старого и среднего возраста. Командиром и запевалой, конечно, была Анна Егоровна».
В этих бесконечных поездках и записях прошла оставшаяся жизнь уроженки Брест-Литовска. Буквально накануне Первой мировой войны она успела побывать в Австро-Венгрии, где записала хорватские и словацкие народные песни. Как пишут специалисты, фольклористы и этнографы, архив записанных Линевой народных песен до сих пор до конца не изучен.
Вряд ли такая цельная, беспокойная и деятельная натура как Евгения Эдуардовна, мечтала о такой старости, какая выпала на ее долю. Война, две революции… Скончалась Е.Э. Линева 24 января 1919 года в Москве. И то, что она видела последние годы жизни – так ли она представляла себе торжество идеалов своей юности?
Ответить