Очень хотелось понять, тот ли самый этот фламенко – аутентичный, ценят ли его у нас, тем более что стоимость билетов – 180-200 тысяч рублей – не всем по карману.
И вот я в ООКЦ, покупаю перед концертом билет. В большом зале на удивление много зрителей, особенно представителей интеллигенции – педагогов, медиков, да и предпринимателей, а также молодежи.
В глубине полуосвещенной сцены на стульях – пятеро музыкантов: акустическая и электрогитары, ударные, саксофон и певица.
Первые аккорды вызвали в памяти строки Гарсиа Лорки: «Начинается плач гитары…» С ним спорит, сливается, разбегается обжигающий и сильный женский голос – канте хондо! То самое цыганское романсеро, которое прославил испанский поэт и его переводчик Марина Цветаева: «Немолчное сердце – источник желаний…»
На сцене танцоры – четыре женщины, двое мужчин. Их ведет ритм – компас, выбивающий рассказ о жизни и смерти, любви и противостоянии, одиночестве и страсти.
Танцорам помогают и песней, и музыкой, и хлопаньем в ладоши, и прищёлкиванием пальцев, вскриками «Оле!»
Поражала четкость в движении ступней, каблуков, виртуозная дробь-стэп – и ограниченное пространство сцены не мешало выразительности танца.
Выходы танцоров фламенко перемежались то гитарным соло, безудержным, как горные потоки, то пением акапелла. Певица (к сожалению, не знаем имен артистов) одна могла бы держать зал – именно такой мне представлялось исполнение испанской канте хондо — глубокой песни.
На сцене появились пары танцоров – он и она, или две женщины, которые в своей слаженности тем не менее оставались индивидуальностями, соперниками, «перетанцовывая» друг друга.
Вершиной фламенко, на мой взгляд, стали исполнительницы одиночного танца. Совсем не «Барби», эти танцовщицы – пусть и небольшого расточка, и в возрасте – раскрывались в танце, как цветы, и были прекрасны своей внутренней силой духа, владением собой, и движением, и образом.
Андалусский фламенко, в котором силились мавританский (арабский), и византийский (православный), и еврейский, и индийский (цыганский) кровотоки, — действительно самый живой танец через семь столетий. Это подтвердил Театр PAYA¢S. Хотя в программу испанского театра о фламенко добавились современные инструменты, ритмы джаза и рока, элементы классического балета.
Время берет своё, но первооснова человека – она в сути своей одна.
Любовь ПАВЛОВА (фото автора)
Ответить