Вроде, и напрашивается сравнение с белорусскими «Дажынкамі», к которым у нас по распоряжению властей начинают готовиться едва ли не за год, используя бюджетные средства, да вот только разница ощущается во всем. Главная особенность — сам праздник проводится за счет винодельческих предприятий, которые имеют прямой интерес к тому, чтобы продегустировали и приобрели их товар как можно больше людей. Отсюда и самые разнообразные рекламные ходы, и оригинальный подход к оформлению своей экспозиции. Ну и совсем уж нереально представить, чтобы местом проведения подобного праздника была выбрана центральная площадь одного из городов Беларуси. Между тем, массовые винные дегустации в Кишиневе проходили нынче не где-нибудь, а прямо перед зданием молдавского парламента. При этом не наблюдалось и привычного в наших краях милицейского «шмона»: роль стражей порядка сводилась к регулированию потоков людей, дабы не допустить столпотворения и транспортных заторов.
Даже беглый опрос участников праздничных гуляний убедил, что ко Дню вина отношение у местных жителей трепетное. Так, по словам Виктора Туртэ, дело даже не в том, что в этот день есть возможность оценить работу виноделов, съехавшихся в столицу со всей Молдовы. Присутствует и объединяющий фактор: многие пришли на центральную площадь семьями, чтобы встретиться с друзьями и знакомыми, с которыми часто общаться не удавалось. Такой же точки зрения придерживается и Ирина Ераслан-Прока: «День вина — действительно воспринимается как национальный праздник, потому что этот продукт является гордостью нашей страны».
Разумеется, в уличных разговорах трудно было удержаться, чтобы не задать вопрос, касающийся реакции здешнего населения на введенный Россией запрет на поставки молдавского вина. Многие склонны видеть в этом решении политический фактор, ведь до недавнего времени на российский рынок уходило до 80% винодельческой продукции из Молдовы. «Да, есть недобросовестные поставщики, кто-то может пытаться отправить некачественный товар, но судить по отдельным фирмам о всей винодельческой отрасли нельзя, — считает директор профессиональной школы виноделия Думитру Лупей. — Получается, что если бы молдавские власти поддерживали политические инициативы из Москвы, то и наше вино там считалось бы хорошим, а раз выбран европейский путь, то вино сразу становится плохим».
Однако такая резкая реакция России в чем-то даже пошла на пользу местным виноделам: ЕС уже заявил об увеличении квот на поставки молдавского вина на свой рынок. Шаг, скорее, символический, но и сами производители ищут и находят новых потребителей даже на других континентах. К слову, поставляются молдавские вина и в Беларусь: никаких запретов на эту продукцию отечественные санитарные службы не вводили. Правда, с точки зрения продвижения такого товара наш рынок совсем не велик.
Впрочем, покинув пределы Кишинева и отправившись по провинциальным местечкам, можно наглядно удостовериться, что не только винами и коньяками гордится сегодня Молдова, оставаясь типично аграрной страной. Из того же винограда здесь делают имеющую завидный спрос натуральную косметику, а южный климат благоприятно сказывается на урожае сахарной свеклы, подсолнечника, сахарной свеклы, орехов, многих теплолюбивых видов овощей и фруктов. С расчетом именно на экспорт этой продукции, оказывающей сильное влияние на финансовое благополучие местных производителей и государственной казны, Молдова еще в 2001-м году вступила во Всемирную торговую ассоциацию. Как отмечают эксперты, в первые годы после присоединения к ВТО положение в сельском хозяйстве ухудшилось, и наблюдался резкий спад показателей объем производства. Однако теперь ситуация выправилась (экспорт вырос более чем в два раза) и пессимизма меньше, тем более, что большие ожидания связаны с грядущим подписанием Соглашения об ассоциации с ЕС и созданием зоны свободной торговли.
Подобные перспективы выглядят контрастом на фоне белорусских реалий, которые весьма далеки и от ВТО (переговорный процесс по вступлению нашей страны в эту организацию сейчас фактически заморожен), и серьезных подвижек в отношениях с Европой. По сути дела, упущены возможности наладить отношения в рамках инициативы ЕС «Восточное партнерство», что могло бы дать шанс для прорыва в том числе и в сфере экономики. Ведь пока подавляющее большинство белорусских предприятий в качестве рынка сбыта для своей продукции рассматривают исключительно Россию. Да, есть исключения, и в той же Молдове можно наблюдать, как активно рекламируется техника торговой марки «Gefest», а в местных супермаркетах на видном месте разложены изделия от «Савушкина продукта» или «Санты Бремор». Но ведь это капля в море на фоне того, как агрессивно ведут себя в условиях возрастающей конкуренции производители из других стран.
Объективности ради стоит сказать, что ситуация в части не просто достойной оплаты своего труда, но и хотя бы наличия постоянного рабочего места в Кишиневе серьезно отличается от того, что происходит в молдавских селах и небольших городках. По мнению социолога Вячеслава Степанова, «провинция находится в упадке и, прежде всего, это выражается в мощных миграционных потоках, направленных из Молдовы как в Россию, так и в Европу. Особых перспектив на родине молодежь сейчас не видит, а потому на периферии народ просто выживает».
Отчасти это действительно так: в селах чаще встречаются пенсионеры, и если они способны содержать подсобное хозяйство, то это и позволяет сводить концы с концами. «До выхода на пенсию работал в Министерстве здравоохранения, — рассказывает Анатолий из села Пятра Алба. — Моя зарплата тогда была в районе 250 долларов, а сейчас получаю пенсию 100 долларов и зимой этого не хватает, чтобы полностью рассчитаться за отопление. Приходиться погашать долги в течение всего лета, когда спасает наличие собственного огорода: овощи, фрукты — всё своё».
Понятно, что такая ситуация пробуждает у представителей старшего поколения ностальгические чувства о временах, когда и платежи за «коммуналку» совсем не обременяли семейный бюджет, и с явлением безработицы сталкиваться не приходилось. Хотя тот же исход сельского населения в города и за пределы страны сегодня становится типичным явлением не только для Молдовы, но и для куда более благополучных государств. Зато молодежь гораздо восприимчивее к новым вызовам и связывает свое будущее с европейскими перспективами, которые позволят реализовать себя и свой потенциал в том числе и на родине.
Ответить