Зодчий с кистью и карандашом
Уроженец Челябинской области Иван Медведев прошел дорогами Великой Отечественной войны, был в блокадном Ленинграде. После войны там же, в городе над Невой, окончил отделение архитектуры Академии художеств. Работал главным художникам Театра оперы и балета в Вильнюсе, но послевоенная страна призвала его восстанавливать белорусскую столицу – в качестве главного архитектора Минска.
На этом поприще он внёс большой вклад в возрождение из руин и дальнейшее строительство Минска. Одновременно Иван Медведев как член Союзов архитекторов и художников входил в советы по охране памятников, по служебным делам часто бывал в различных городах Беларуси. И не мог не брать в руки кисть или карандаш, чтобы зарисовать интересные архитектурные объекты, пейзажи многих памятных мест.
Так, в 1957-1958 годах, будучи в Бресте, Иван Медведев создал немало акварельных и пастельных листов с видами Бреста и его крепости, тогда ещё в руинах. Эти пейзажные зарисовки легли в архив.
Большая работа зодчим забирала всё время, а ведь ещё была и семья с тремя детьми. Все они пошли по стопам отца: два сына как архитекторы (они уже тоже покинули этот свет) и дочь Ирина, ставшая художницей. Она плодотворно работала в изобразительном искусстве – и растила своих детей, а следом и внуков.
Этот бег жизни в какой-то момент заставил «остановиться, оглянуться». Таким моментом стало 100-летие отца, Ивана Медведева, личность и творчество которого глубоко почитают в роду.
Ирина Ивановна с мужем, тоже художником, пересмотрели семейный архив и увидели, что 700 зарисовок Ивана Медведева делятся на циклы, посвященные отдельным городам: Ленинграду, Вильнюсу, Минску, белорусским областным центрам.
Так родился проект мемориальных выставок по местам зарисовок. И первая выставка открылась в марте 2013-го, естественно, в Минске — «Поэзия белых ночей» в галерее «Ласандр-арт». Сейчас в столице действует другая экспозиция «Ностальгия по Минску 1950-х годов», размещенная в историческом памятнике – Городской ратуше.
Интересно прошла выставка архитектурных пейзажей в галерее Гомеля: там город оценил историзм работ и закупил 20 из них для своей музейной экспозиции.
Хочется отметить такой штрих: все работы, представленные на тематических выставках Ивана Медведева, наследники оформляли в рамы и под стекло своими силами, из старых подвальных запасов (уж больно нынче дороги эти аксессуары – дороже самих работ). Приехавшая в Брест Ирина Кузнецова с юмором рассказала корреспонденту, как в процессе подготовки новой выставки приходится «переодевать» очередную партию работ в рамы под стекло.
Спустя десятилетия…
Около четырёх десятков пейзажных зарисовок мастер сделал в конце 50-х в городе над Бугом и его крепости, тогда ещё лежавшей в руинах. К этому авторскому циклу выказал интерес Музей обороны Брестской крепости–герой.
И оформленные акварельные листы отправились в Брест. Ирина Кузнецова по приезде собиралась сама их разместить по залам, но, войдя в них, нашла экспозицию готовой к показу, чем была приятно удивлена.
Открыл вернисаж выставки Ивана Медведева директор мемориального комплекса «Брестская крепость–герой» Григорий Бысюк. Он подчеркнул, что это символическое событие происходит в день рождения Музея обороны и это знак внимания к нему и нашей славной истории. В музейных экспозициях и запасниках хранятся сотни работ художников разных стран, посвященных подвигу брестской твердыни. Григорий Григорьевич выразил признательность Ирине Ивановне за организацию выставки, запечатлевшей историю.
Дочь художника в свою очередь поблагодарила Музей обороны, его сотрудников за профессионализм и отзывчивость. И рассказала, что накануне посвятила день прогулкам по Бресту, чтобы сфотографировать те памятные места, которые зарисовал в своё время её отец. Ещё день Ирина Ивановна отвела на такую же съемку в Цитадели. После оцифровки снимков она пообещала сделать из них концептуальную фотовыставку и поделиться этим материалом с Брестом.
Руководитель Брестской организации Союза художников Николай Гурщенков засвидетельствовал уважение к личности и таланту автора акварелей, передавших дух времен, историческую ауру.
Осматривая выставку, нельзя не отметить те объекты, которые актуально проецируются в сегодняшние реалии: например, «Мост у центральных ворот», «Внутренний вид гарнизонного клуба (бывшая церковь)», «Руины Тереспольских ворот…» (1957г.) и другие.
В дальнейших планах Ирины Кузнецовой – демонстрация циклов пейзажей отца о Беловежской пуще – в Бресте и непосредственно в музее этого национального парка, а также в Польше и Германии.
Любовь ПАВЛОВА (фото автора)
Ответить