В залах Художественного музея – брестского Эрмитажа – показывают экспозиции не только художников Брестчины, но и Минска, других областей Беларуси, а также зарубежных мастеров. Яркий пример – недавние выставки именитых российских художников Студии им. Грекова и Никаса Софронова из Москвы, привезенная из Минска экспозиция Алексея Кузьмича.
Вот и персональная выставка известного минского художника Александра Суши 15 ноября собрала в Художественном музее Бреста много почитателей его таланта, среди которых была представительная когорта брестских художников.
Александр Суша, перешагнувший 50-летний рубеж, плодотворно представил своё творчество в прошлом году в Минске в Музее современного искусства. И эта же экспозиция живописи, несколько уменьшенная, разместилась в залах Художественного музея в Брестской крепости. Пейзажи родных мест, пленэрные полотна («Гальшаны», «Перад навальнiцай» и др.) соседствуют с утонченными женскими портретами, композициями. Они почти лишены реальной плоти – и в то же время, полны эротичности («Каралі», «Старая лямпа» и др.). И всё пронизывает свет, который идёт и от внешних источников, и как будто излучается самими персонажами. Этот живой струящийся свет притягивает и волнует.
Взяв короткое интервью у автора, с удивлением узнала, что после окончания в 1986 году Белорусской академии искусств Александр Суша два года отработал в Бресте, в Художественных мастерских. Наш город и его художники стали для него близкими и дорогими. Что подтвердил приход на вернисаж в крепость большой группы брестских товарищей по цеху.
Так вот, Александр Суша в интервью, а потом в публичном выступлении подчеркнул, что рад выставляться именно в залах Художественного музея – бывших казармах, однако более гармоничных в плане архитектуры, ауры, нежели современные залы.
После 80-х прошло три десятка лет, и нынешняя персональная выставка Александра Суши, по сути, первая в Бресте — после того, как работы художника покорили не только Беларусь, но и разные страны и даже попали на лондонский аукцион Кристи.
С 1996 года он член Союза художников, а в 2012 году стал лауреатом премии «За духовное возрождение», и это особая страница в его творчестве. В содружестве с художниками Валерием Чайкой и Сергеем Бышнёвым он задумал и выполнил уникальную мозаику в часовне в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» в комплексе памяти жертв Первой мировой войны в Минске. Так художник-монументалист Александр Суша реализовался в полной мере. А на Брестчине он также начинал с мозаик – такова была его специализация в вузе.
Брестский мэтр Лев Алимов вспомнил молодость и братство художников, перечислил весомые антологии, где есть и имя Александра Суши. Брестчанин Александр Коркотадзе с сыном-художником Сергеем засвидетельствовали и такой факт, что Александр Суша участвовал в росписи одного из брестских соборов. И то, что об отношении этого замечательного художника к творчеству можно судить по его любимому тосту: «За шчырасць у мастацтве!».
Любовь ПАВЛОВА
(фото автора)
Ответить