А вопрос между тем весьма злободневный. Ведь последний (вернее, предыдущий) закон о торговле в Беларуси действовал 10 лет. Многие его нормы, по оценке того же Минторга РБ, не имели прямого действия да и в нынешних рыночных реалиях попросту устарели.
Если говорить вкратце, новый законопроект определяет требования к субъектам торговли и общественного питания, поставщикам товаров, а также государственным органам, направленные на противодействие «монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции». А именно, закрепляется предельное значение доли субъекта торговли в товарном обороте, после достижения которого этот субъект будет не вправе приобретать или арендовать дополнительную торговую площадь в определенных административно-территориальных границах.
Вокруг этого положения в документе в бизнес-сообществе республики развернулись довольно жесткие дебаты. В законопроекте таким «потолочным» сегментом определяется доля, равная 20%. Малый и средний бизнес требовал установить «межу» в 10-15%, а крупные сети, не жалующиеся на аппетит, — 20-30%. В Минторге же, взвесив доводы всех заинтересованных сторон, нашли «золотую середину» — 20%, которую поддержали в итоге парламентарии.
В Министерстве торговли уверены – законопроект будет содействовать устранению ненужных административных препон в отрасли, избегать излишнего «попечительства» субъектов торговли со стороны госорганов.
Пример тому — механизм прозрачного, а не «серого» поступления товаров в магазины. Для всех условия станут одинаковые. В Минторге подчеркивают: все должно быть оговорено. Крупная партия будет стоить столько-то, мелкая – столько-то.
Данные о товаре должны выставляться публично на сайте производителя (поставщика) либо по запросу контрагента выдаваться в письменном виде.
Эксперты между тем отмечают, что отдельным моментом выделяется договор о рекламе и сроках оплаты. Это в первую очередь касается тех игроков рынка, которые грешат со своевременными расчетами. Так, для скоропортящихся продуктов определен десятидневный срок по истечении срока годности. Кроме того, если в договоре нет прочих условий, утилизацию товара будет производить тот, у кого он остался после истечения срока годности…
Еще раз хочется вспомнить оценку нового документа, которая прозвучала из уст одного из заместителей министра торговли – прозрачность и предсказуемость деятельности торговли и общественного питания. Всякие бонусы теперь за право поставки товаров, за размещение их на магазинных полках исключаются – в договоре поставки фигурирует только цена товара! Но будет ли требование выполняться в повседневной жизни, когда мелкоштучный товар может «невзначай затеряться» в огромных недрах гипермаркета? Вопрос пока риторический…
Конечно, новый закон по своей сути должен способствовать честной и здоровой конкуренции между крупными сетевыми компаниями с одной стороны и торговыми объектами малого и среднего бизнеса – с другой.
По данными Минторга, за 2012 год в строй вступили 2,3 тысячи магазинов торговой площадью 300 тыс.кв. метров. Причем, на магазины так называемой шаговой доступности площадью до100 кв. метровпришлось более 72%. Для сравнения: в прошлом году открылось 97 крупных торговых объектов торговой площадью 1400 кв.метров, в том числе и в Бресте.
Между прочим, Минторг РБ мониторит в целом по стране 21 крупную сетевую компанию. Среди них – широко известные бренды «Евроопт», «Родная сторона», «Алми», «Корона». В данном реестре солидно смотрится наша брестская сеть «Санта» — как по количественным, так и качественным показателям.
Начальник управления торговли Брестского горисполкома Яков Родак уточнил, что в областном центре действует 8 крупных торговых сетей. В совокупности их удельный вес в товарообороте города достигает около одной трети (33%). Поэтому конфронтация между крупными компаниями и малым и средним бизнесом за сферу влияния на местном товарном рынке, по словам собеседника, в ближайшей перспективе не грозит.
Кстати, по нашим сведениям, до конца этого года ОАО «Брест-Сервис» планирует открыть в микрорайоне Плоска гипермаркет площадью около 7 тыс. кв. м, если не случится форс-мажора.
Что касается нового закона о государственном регулировании торговли и общественного питания, то здесь Яков Петрович заметил: субъекты торговли должны особо обращать внимание на своевременное выполнение договоров поставок и оплаты за товар. В этом можно убедиться на практике торговой сети «Санта». Помнится, нынешний холдинг начинался с маленьких по современным меркам магазинов в Бресте. А сегодня у него во всех областных центрах Беларуси 45 торговых объектов, 650 поставщиков из разных регионов. Поэтому здесь прекрасно понимают, насколько важна жесткая договорная дисциплина. Тем более что холдинг «Санта Импэкс Брест» сам выпускает и экспортирует весьма значительный по объемам и разнообразный продуктовый ассортимент.
Ответить