Оказывается, для преодоления негативных явлений, которые всё зримее ощущаются в экономике нашей страны (нынешний год в этом плане особенно показателен), не хватало как раз таки подобных совещаний. Такой вывод можно сделать из вступительной речи, в ходе которой Александр Лукашенко заявил, что подобные мероприятия, где будут обсуждаться проблемные вопросы различных отраслей, необходимо организовывать регулярно — минимум раз в полгода. При этом, по мнению главы государства, совещание должно стать аналогом пленума ЦК компартии в советские времена, «когда со всех регионов собирались руководящие кадры и открыто обсуждали и совместно решали важнейшие вопросы жизни нашего общества».
Как считает политолог Валерий Карбалевич, белорусский президент сделал для себя рациональный вывод, что народ может простить лидеру многое, но только не бездеятельность, а потому Лукашенко демонстрирует тем большую активность, чем хуже идут дела в стране. «Пусть и результатов особых нет, но зато народ должен видеть, что руководитель старается, — поясняет Карбалевич. — Но проблема не только в том, что страна вступила в кризис управления, а планы и задания, которые устанавливает глава государства, не выполняются. Самое страшное для авторитарного лидера — чиновники перестают его бояться».
Отчасти наличие таких страхов республиканское совещание продемонстрировало и когда речь шла о строительной отрасли, которая, по выражению Александра Лукашенко «буквально поражена ржавчиной коррупции», и во время рассмотрения вопроса о работе управленческих кадров. Тут обнаружилась вообще удивительная вещь: президент вынужден был признать, что успешные руководители предприятий не желают «идти во власть», поскольку высокопоставленная должность воспринимается как дополнительная нагрузка и источник повышенной опасности.
Эту ситуацию наглядно проиллюстрировал глава президентской Администрации Андрей Кобяков, когда рассказывал на совещании, что в резерве на должность заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия было три кандидатуры, однако все они от назначения отказались. Вот и пришлось ту вакансию заполнять чиновником районного уровня. По словам Кобякова, с подобными проблемами сталкиваются и другие министерства, а особенно она актуальна для органов управления в регионах. Например, при подборе кандидатов на должность первого зампреда Крупского райисполкома, курирующего сельское хозяйство, отказ последовал от девяти руководителей аграрных предприятий не только Минской, но и Брестской и Гродненской областей.
И хотя на совещании перечислялись причины такого положения (низкий уровень зарплаты, высокий спрос и колоссальная ответственность за принимаемые решения), по сути дела, кадровый кризис в госаппарате связан с тем, что инициатива наказуема, а система управления все больше приобретает закостеневший, забюрократизированный характер. Удивляться этому не стоит, учитывая, что в Беларуси нет прямых выборов руководителей исполнительной власти, а, значит, подбор и назначение чиновников осуществляется кулуарно. И одним увеличением заработка чиновникам вряд ли престиж поднимешь: тем более что Александр Лукашенко решил напомнить собравшимся, какую негативную реакцию в обществе вызвало повышение зарплаты работникам органов КПБ-КПСС в самом начале 90–х.
Между прочим, в те годы нежелание трудиться в партаппарате тоже ощущалось и свидетельствовало о кризисе системы власти. Но затевать реформу в деле управления страной нынешний президент никак не настроен, а потому пытается вынудить эффективно заработать действующую систему по знакомым ему советским лекалам, когда собирались и партийные пленумы, и собрания хозактива. Тогда тоже выступали высокие начальники, учили, как надо работать, и устраивали разносы тем, кто трудился без должной самоотдачи. Понятно, что в нормальной демократической стране такие методы не нужны. В наших же условиях, когда отсутствуют экономические стимулы, всё компенсируется нагоняями и угрозами: ведь без жесткого давления с вершины административно-управленческой пирамиды вся система загнивает. Хотя и сейчас расчет на то, что пройдет очередное совещание и система, наконец, заработает, уже себя не оправдывает.
Ну а весьма красноречивым моментом, свидетельствующем об истинном отношении Александра Лукашенко к госаппарату, можно считать произнесенную им на совещании фразу: «Я вам до последних выборов говорил и повторю сейчас: бегать впереди вас не буду. Я устал метаться из стороны в сторону — от Венесуэлы до России — и выполнять чьи–то функции. А еще и внутри контролировать, выделив деньги, как на «Борисовдреве» идет… Год назад всех построил на берегу речки и сказал, что будет. Вы меня не поняли. А, скорее всего, поняли, но думали, что наплевательски отнесетесь к моему поручению и это пройдет». Таким образом, на двадцатом году своего президентства, получив практически неограниченные полномочия в управлении страной (в том числе путем персонального назначения чиновников на все мало-мальски значимые должности), Лукашенко сетует на безынициативность своих подчиненных. За что боролись?
0 комментариев
Цапков Валерий
20.12.2013 в 22:41Николай
20.12.2013 в 22:41У нас уже давно «верхи не могут»
sovremennik
21.12.2013 в 13:13Что достанут, и что это дело времени, было ясно еще по первым сипам