Причины недовольства
Сумма, которую предстоит заплатить, начинается с 390 тысяч белорусских рублей за машину массой не более 1 тонны, и 130 тысяч за прицеп. Много это или мало? Это кому как. Если хороший доход, да машина приносит прибыль – не особенно и ощутимо. А если у вас в гараже стоит не «Запорожец», доставшийся вам по наследству, а что-то весом более 1 тонны?
Естественно, люди задают вопросы:
— Я за год проезжаю всего 10 тысяч километров, а такси столько проезжает за месяц. Почему платим одинаково?
У владельцев машин, которые в собственности, но по разным причинам не на ходу, тоже недовольство. Министерство финансов, когда прикидывало, сколько соберет денег, исходило из числа зарегистрированных автомобилей, а не из числа тех, кто реально ездит. Вопрос, почему этот налог не включен в цену бензина, остался без ответа. По всей видимости, так легче собирать деньги. Итак, недовольство есть…
Как протестовать?
Действительно, как рядовые автовладельцы могут воздействовать на принятие решений властью? Через депутата? Это вызывает смех, ведь наша Палата представителей известна своей «решительностью» в отстаивании интересов рядовых граждан.
Собирать подписи? На сайте change.org, который служит для сбора подписей под различными петициями, на 20 декабря свои подписи поставили 77284 человек. Однако, как заявил заместитель председатель ЦИК Беларуси Николай Лозовик, петиции в Интернете не имеют юридической силы. Поэтому белорусы могут подписывать в Интернете что угодно и сколько угодно. А что разрешает закон?
В законодательстве существует понятие «законотворческая инициатива граждан». Для вынесения на рассмотрение парламента некоего законопроекта граждане должны создать и зарегистрировать инициативную группу и сформулировать вопрос. Представленный законопроект должен пройти все необходимые согласования и экспертизы. Только после этого организуют сбор подписей. Собрав необходимое количество подписей, законопроект вносят на рассмотрение парламента. Но это еще не значит, что парламент проголосует «за».
Вывод – теоретически протестовать можно, но практически – бесполезно.
Остается «Стоп-налог»?
Призывы к проведению акции уже тиражируются в Интернете. Проводится она по аналогии с акцией «Стоп-бензин», которая проходила в 2011 году, когда стоимость топлива была резко поднята на одну треть. Удар по кошелькам был настолько чувствительным, что вызвал протесты во многих городах Беларуси, в том числе в Бресте. Практически одновременно по городам пошли протесты с «аплодисментами». Помогло ли это? Сложно сказать.
Протесты жестко подавили, но практически одновременно власть определилась, на какой цифре стоит остановиться. А отсутствие протестов – это сигнал для любой власти, что можно увеличивать налоги.
В общем, выводы печальные: если не протестовать, ваши карманы будут опустошать и опустошать. А если будешь протестовать – получишь так, что мало не покажется. Стало быть, надо ходить на выборы и выбирать себе депутатов получше…
Ответить