По-разному складывается жизнь человеческая. Жизнь прожить – не поле перейти. Бывает, человек с первых своих шагов идет по пути своего предназначения. И каким бы трудным ни был этот путь, ощущение, будто незримая и сильная рука ведет тебя, значительно облегчает дорогу. Бывает наоборот: интуитивно чувствуя склонности души своей, человек по тем или иным соображениям разума всячески уклоняется от предначертанного пути и предлагаемой ему чаши.
Но, как водится, человек предполагает, а Бог располагает. Прямым ли, кружным путем, но приходишь к своему предназначению. Несомненно, в случае Рафала (Юзефа) Калиновского имел место второй путь. К исцелению Божию он шел долго и трудно, именно что кружным путем. Имя Рафал (Рафаил), которое он принял в монашестве, в переводе с арамейского и означает «исцеление Божие». Но к нему нужно было еще прийти.
Переплетение жизни и смерти
Да, не иначе как с самого появления на свет младенец Юзеф был отмечен и печатью, и печалью Бога. Для него, родившегося 1 сентября 1835 года в Вильно, жизнь началась с утраты: через несколько дней после родов, еще до крещения сына в костеле святого Яна, от туберкулеза скончалась мама – Юзефа Полонская. Так несмышленый младенец впервые соприкоснулся с переплетением жизни и смерти. Надо сказать, что над главой семейства – Андреем Калиновским, выходцем из гродненского обедневшего дворянского рода и преподавателем математики университета в Вильно — будто какой злой рок висел. Он переживет и вторую свою жену – Викторию Полонскую, родную сестру первой. Она воспитывала и его первых двух сыновей – Виктора и Юзефа, и родила ему еще троих детей – Эмилию, Кароля и Габриэля. При родах последнего Виктория тоже скончалась.
Нелегкое это дело – одному воспитывать пятерых детей. И университетский преподаватель женился в третий раз – на девятнадцатилетней дочери графа Лаврентия Путкамера – Софии. И было у них еще четверо детей! И для всего огромного семейства эта набожная женщина станет настоящей матерью. Во всяком случае, впоследствии Юзеф, младше Софии всего на восемь лет, в своих письмах к ней будет обращаться не иначе как «любимая мама!»
До восьми лет Юзеф воспитывался дома, затем, как и его старший брат, учился в Дворянском институте родного города.
Поиски пути
И домашнее воспитание, и прилежание вкупе с самовоспитанием, и заложенные в нем таланты не могли не сказаться. Институт Юзеф окончил с золотой медалью. Но у этой золотой медали была и другая сторона. Помимо светского образования и эрудированности у юноши было сильное религиозное чувство. Вопросы веры, глубокие душевные переживания одолевали его уже в столь молодом возрасте. Он задумывался о поступлении в духовную семинарию. Впоследствии он не раз не то чтобы с сожалением, но все же с некоторой горечью будет говорить о том, что не послушался внутреннего голоса. Видимо, было еще не время.
В 1850 году Юзеф вместе с братом Виктором поступил в Горы-Горецкий земледельческий институт, что в Могилевской губернии, – первое в царской России сельскохозяйственное высшее учебное заведение. И если для брата учеба здесь была в радость, то для Юзефа, скорее, в тягость. И быт не слишком устраивал, да и склонности были, скорее, к точным наука наукам, чем к агрономии. Не учеба, а одно мучение. Так прошли два года.
Видимо, это свойства характера: нерешительность, наверное, некоторая мнительность. Но если уж решился на перемены, то это действительно большие перемены. Брат возвращается в родные места, а Юзеф едет в столицу империи и поступает в Николаевскую инженерную академию, да еще с зачислением в русскую армию!
Через четыре года окончил академию и получил звание поручика. Остался при академии, читал лекции. Еще через год стал адъюнктом – помощником профессора при академии.
В это же время молодой человек переживает ряд сильнейших эмоциональных потрясений. С одной стороны, это состояние одиночества, что, в общем-то, для поляка в Петербурге неудивительно. С другой – в это же время он был близок с людьми, связанными с польским революционным кружком Домбровского-Сераковского. И с третьей стороны, видимо, в это же время с ним случилась какая-то личная драма, несчастная любовь. Потрясение было настолько сильным, что он навсегда отказался от мыслей о браке. Возможно, именно это и подвигло его уйти из академии и отправиться на строительство железной дороги Одесса – Киев – Курск.
«Переворот» в Брест-Литовске
Около полугода Калиновский провел на строительстве дороги. Затем, как водится в российских реалиях, закончилось финансирование. В 1860 году молодой инженер в чине капитана получает назначение в Брест-Литовскую крепость.
Да, именно здесь, в Брест-Литовской крепости, пока он занимается строительством пороховых складов, к нему приходит убежденность в том, что его первейшее движение души идти по пути служения Богу и людям было верным. Он знакомится с одной из местных дам, пани Млоцкой, которая оказала серьезное влияние на это его решение. Занимается обучением ее сына, а в конце 1861 года на собственные средства открывает в Брест-Литовске воскресную ремесленную школу.
Конечно, эти мысли были при нем всегда. Он постоянно молился и читал религиозную литературу. Особенное влияние на него оказала «Исповедь» Блаженного Августина. Он сам не раз подчеркивал это. И действительно, эта книга несет в себе потрясающий заряд веры, оказывая сильнейшее воздействие на людей и по сей день. И кто знает, как сложилась бы судьба Юзефа Калиновского, если бы не начавшееся восстание 1863 года. Видимо, для него оставить мирскую жизнь все еще было не время!
Смертный приговор
Ему суждено было многое еще пережить. Конечно, с началом восстания он вышел в отставку. Вернулся в родной город, где в это горячее время преподавал в гимназии. Нисколько не веря в победу восставших, он не мог остаться в стороне, постоянно контактировал с лидерами восстания. И он, готовивший себя к пастырской деятельности, согласился возглавить военную секцию Исполнительного отдела Литвы!
В конце концов восстание потерпело поражение. Юзефа Калиновского арестовали на следующий день после казни лидера восстания Кастуся Калиновского. Еще до этого были казнены его родной и два сводных брата. Нетрудно было догадаться, что и его ждет смертный приговор, который и был объявлен. Объявление приговора Юзеф встретил со смирением и в письме к родным просил прощения за принесенные страдания. Но у Высших сил были свои виды на Юзефа. Каким-то чудом родным удалось добиться смягчения приговора. Расстрел был заменен на десятилетнюю каторгу в Сибири.
Почти десять лет – тяжелейший труд на солевых разработках Усолья близ Иркутска. (Впоследствии здесь же будет один из страшнейших лагерей ГУЛАГа). Юзеф напишет об этом периоде пани Млоцкой: «Бог по милосердию Своему вывел меня из неверия именно тогда, когда вскоре в мою жизнь пришла минута испытания и страдания, которая без веры стала бы либо дорогой падения, либо, что ещё хуже, гордыни и ропота на Провидение. Сегодня, ограждённый религиозным чувством, я вижу в страдании покаяние за прошлое, спокойно смотрю в настоящее и с надеждой – в будущее…»
«Исцеление Божие»
Все проходит, прошла и каторга. Сначала было позволено жить в Перми, затем – в Смоленске. Наконец, в 1874-м, Юзеф Калиновский покидает пределы империи. На протяжении нескольких лет является наставником молодого князя Августа Чарторыйского, сына Владислава, бывшего лидером польской эмиграции в Париже. С Августом он много путешествуют по европейским курортам, ввиду серьезной болезни князя. Но и желание стать священником только усиливается.
В 1877 году в Граце Юзеф был принят в монашеский орден босых кармелитов. В общем-то, сам выбор ордена говорит о многом. Один из четырех нищенствующих католических орденов, существующий на милостыни от людей и дающий обет бедности. Через пять лет «босой кармелит» был рукоположен в сан священника с именем Рафал.
В 1892 году Рафал становится настоятелем только что открывшейся семинарии в Вадовицах. Спустя тринадцать лет после кончины в 1907 году Рафала Калиновского, здесь, в этом местечке, родится Карол Войтыла, будущий Папа Римский Иоанн Павел II, который скажет однажды: «Оглядываясь на свое прошлое, я вспоминаю, что почти с самого рождения я жил рядом с кармелитским монастырем, на котором лежал отпечаток жизни и смерти раба Божьего Отца Рафаила Калиновского».
Святой Рафал Калиновский – опекун офицеров и солдат, заступник в тяжелых и безнадежных ситуациях.
Вот это, может быть, и есть самое ценное – когда есть сильная и незримая рука, ведущая тебя в «безнадежной ситуации»…
0 комментариев
Цапков Валерий
06.01.2014 в 13:02ГОСТЬ
06.01.2014 в 13:02НЕИСПОВЕДИМЫ ПУТИ ГОСПОДНИ. ВСЕГДА РАДУЮСЬ ЗА ТЕХ, КТО ВЫБИРАЕТ ПУТЬ ЗА ГОСПОДОМ!