Думаю, не ошибусь, если скажу, что главной темой новостей и обсуждений на кухнях и в курилках конца прошлого года и начала этого были события в Украине. Начинавшееся как несколько романтичное движение за европейскую интеграцию, спустя полтора месяца противостояние переросло, на мой взгляд, в борьбу за элементарное человеческое достоинство. Людьми зваться, что называется. И это на самом деле дорогого стоит.
Я был в Киеве в новогодние праздники. Баррикады на Крещатике, заваленный выход из подземного перехода, длинный ряд палаток и колка дров на проезжей части, пламенные речи со сцены, новогодняя елка, на которой флаги европейских стран, плакаты и транспаранты вместо игрушек и мишуры – с одной стороны. С другой – такая, знаете, празднично-будничная жизнь: бойкая торговля и политической, и новогодней атрибутикой на тротуарах; музыканты, наигрывающие джазовые композиции; уличные актеры в костюмах сказочных персонажей, предлагающие вам сняться на память. Повсюду щелкают фотоаппараты. Повсюду улыбающиеся лица. И это ощущение двойственности от увиденного не покидает меня до сих пор. Политика и аттракцион, общественное движение и Диснейленд. В любом случае, уж лучше это, чем бить людей дубинками по головам. Правда, на момент выхода этого номера ситуация стала намного хуже.
А в конце декабря прошлого года в Брест наведались украинские литераторы с Волыни. Берестейских и волынских писателей связывают давние дружеские отношения. И на сей раз волынские писатели сделали шикарный новогодний подарок – презентовали две книги, изданные в Луцке в издательстве «ТЭРЕН»: «Думы і песні Валыні» и «Берестейське багаття». Эти два сборника поэзии на украинском и белорусском языках как бы объединяют творчество берестейских и волынских литераторов.
Все это вместе натолкнуло нас на мысль посвятить очередной выпуск «Фамильного древа» судьбам некоторых украинских поэтов, связанных с Брестчиной. Их немало. Пожалуй, самый известный – Дмитрий Фальковский.
Наш сегодняшний рассказ о не менее замечательных украинских литераторах.
Владимир Китаевский
Будущий украинский поэт родился 15 июня 1896 года на хуторе близ села Столбы Кобринского уезда, нынче – Жабинковский район. Отец – Игнат – был офицером русской армии, мать – Елена – происходила из дворянского рода Кескевичей. От нее Володя получил приличное начальное образование. Затем учился в Брест-Литовской мужской гимназии. Возможно, как пишет исследователь Александр Ильин, как раз вместе с Дмитрием Фальковским. Однако окончить гимназию помешала Первая мировая война, которая, как и тысячи других семей, обрекла Китаевских на скитания.
Пристанище они нашли в Херсоне. На хлеб молодой человек зарабатывал, давая частные уроки. В Херсоне же юношу призвали в русскую армию. Война для него не прошла бесследно – два ранения. После революции воевал на фронтах гражданской войны в рядах Красной Армии. Однако после очередного тяжелого ранения вынужден был вернуться к родным в Херсон.
К этому времени относятся его первые поэтические опыты. Однако ранние стихотворения Китаевского не сохранились.
В начале двадцатых Владимир с матерью решили вернуться в родные края (отец скончался в Херсоне, заболев гриппом). Правда, были в этом решении и определенные сложности, так как тогда наш край входил в состав Польши. Но зов родной земли оказался сильнее. Поначалу поселились в родном селе, затем купили землю и дом в Тевлях.
Помимо жизненного опыта и образования, Владимир Игнатович обладал, как мы бы сейчас сказали, определенной харизмой. Он быстро завоевал авторитет среди односельчан, и они выбрали его войтом гмины – председателем общины. Новоиспеченный председатель ретиво взялся за дело – стал добиваться открытия украинской школы, защищал интересы крестьян в различных государственных инстанциях. Польским властям это не слишком понравилось, и они добились того, что Китаевского сместили с поста войта.
В это же время, конец двадцатых – начало тридцатых, его стихи появляются в периодической печати, во львовском литературном журнале «Окна». В своих стихах поэт пристально всматривается в жизнь крестьян, в них чувствуется и определенное неприятие городского образа жизни, сочувствие к человеку, живущему и работающему на земле.
До 1939 года, до прихода Советской власти, Китаевский работал на местной железнодорожной станции. При новой же власти его опять избрали председателем сельсовета. И вот она – вечная беда умного и деятельного человека на наших широтах! Такая личность почему-то всегда оказывается неугодной любой власти. Да и самого Китаевского, по-видимому, не устраивала политика красного террора в отношении местного населения. Вдобавок кто-то донес, что был он войтом «при панах», что поддерживал отношения с украинским обществом «Просвещение». Опять сместили. Хорошо еще, что легко отделался, могли ведь и посадить.
Последний год жизни Владимир Игнатович работал школьным учителем. В конце 1940-го простудился, заболел воспалением легких и в новогоднюю ночь скончался. Ему и 45-ти не исполнилось. В 2012 году в Дрогобыче был издан небольшой сборник стихотворений Владимира Китаевского «Вспомним прошлое».
Иван Хмиль
Более длинной, но по-своему драматичной и богатой на жизненные коллизии оказалась жизнь и судьба уроженца села Хабовичи Кобринского уезда Ивана Хмиля. Иван Бойтик (Хмиль – литературный псевдоним) родился 21 февраля 1897 года. То есть, Китаевский и Хмиль принадлежали к одному поколению, и поначалу жизнь их складывалась похожим образом. Разве что Иван был выходцем из самой что ни на есть крестьянской семьи.
Как и Китаевскому, получить полноценное образование помешала Первая мировая. С началом войны семья Бойтиков эвакуировалась в Сибирь, в Томск. Здесь же его призвали в армию. Судя по всему, воевать ему не пришлось. Пока учился в том же Томске на курсах прапорщиков, одна за другой грянули революции, и молодой человек заканчивал образование на 6-месячных курсах народных учителей при институте этого города.
И опять же, как и для Китаевского, зов родной земли оказался для юноши сильнее других позывов. При первой же возможности вернулся в родное село, вел собственное хозяйство. К этому же времени относятся первые поэтические опыты молодого человека.
После того как Брестчина вошла в состав Польши, Иван Бойтик принимает активное участие в создании украинских культурно-образовательных учреждений. В середине 20-х в родном селе создал библиотеку-читальню, активно участвовал в кобринском отделении кооператива «Крестьянская самопомощь». Попутно создает драматическую студию, которая ставит популярные украинские пьесы. В это же время он всерьез занимается собиранием народного фольклора. Эти записи войдут в книгу автобиографических и этнографических очерков «Украинское Полесье», изданную уже после смерти писателя в Чикаго в 1976 году.
С приходом Советской власти, как говорится, легче не стало. Поначалу работал школьным учителем. И только каким-то чудом ему удалось избежать ареста, когда НКВД стало применять репрессии к украинским учителям.
Во время Великой Отечественной войны вступил в Украинскую Повстанческую Армию. Когда в 44-м Красная Армия уже вовсю гнала немцев назад к Берлину, Иван Бойтик, видимо, осознавая, что за участие в армии националистов пощады от Советской власти ему не будет, решился эмигрировать. По пути, однако, угодил в немецкий концлагерь, вместе с другими заключенными прокладывал тоннели в тирольских Альпах. Освобожден был союзническими войсками. Естественно, о возвращении на родину не могло быть и речи. Иван Бойтик перебрался в Америку.
За океаном вышли две поэтические книги Ивана Хмиля – «Гомон Полесья» (1960) и «Иду с кобзою» (1962). (Кобза – украинский музыкальный инструмент вроде лютни). Нетрудно догадаться, что главным ориентиром в творчестве украинского поэта было народное творчество, а главными мотивами его лирики – природа родного края и опять же, как в случае с Китаевским, человек, живущий на родной земле.
В общем, как сказал другой поэт, русский, тоже полжизни проведший в эмиграции, «жрал хлеб изгнанья, не оставляя корок». И, думается, ностальгия по родным местам в его творчестве весьма и весьма ощутима.
Скончался уроженец села Хабовичи Кобринского уезда украинский поэт Иван Хмиль 27 января 1974 года в Саут-Баунд –Бруке, штат Нью-Джерси. Видимо, именно в этом городке Иван Хмиль провел последние годы жизни. Что, в общем, неудивительно, так как Саут-Баунд-Брук является своеобразным духовным центром украинской диаспоры в Америке. Его так и называют — «украинский Иерусалим».
Ответить