Трилби – скачки. Стетсон – ковбои. Федора — Сара Бернар. Вообще, тема шляп на слуху. Вот что у нас в дорогих эксклюзивах? Шляпа от француза Луи Мариетта за 2, 7 млн. долларов! Открываем зачитанные «Унесенные ветром» — и тут восхищенная Скарлетт сообщает Ретту, что «готова заплатить за шляпку всё, что сейчас есть, всё до последнего цента!». Перенесемся в Швецию XVIII века — там существовали две политические фракции с названиями «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые — России. Словом, эти чудные тюрбаны, мурмолки, скуфьи, колпаки, кибитки, цилиндры, капоты есть везде и всюду, только не на очаровательных головках наших современниц, за редким исключением, а жаль… Я потратила немало времени на поиски человека, для которого шляпка — всё и даже больше. Поиски увенчались успехом, и «промолчать» о таком замечательном уже моем друге будет приравниваться к «украсть» — украсть у других возможность узнать о талантливой личности.
Карагандинское начало пути
«Мой первый «выход» в шляпке состоялся в шесть лет. Наблюдая за тем, как мама шьёт, я страстно хотела, чтобы она сшила мне шляпку. Наконец-таки я дождалась! Она была из простого белого ситца с кружевами по краю поля. Когда мы с мамой шли по улице, я не могла оторваться от своей тени, на которой так красиво «летали» поля моей шляпки и развевались волосы. Наверное, с тех пор шляпка и стала моей своеобразной визитной карточкой», — призналась моя героиня Анна Бондаренко.
Аня рано начала самостоятельную жизнь, в 15 лет уехав из глубинки на большую стройку — казахстанскую Магнитку. Позже, окончив институт и получив экономическое образование, она работала на различных руководящих должностях, абсолютно далеких от творчества. Но надо сказать, что все записные книжки тех «деловых» лет на полях были ею разрисованы красивыми женскими головками в шляпках. И в 41 год Анна на удивление всем принимает серьезное решение кардинально поменять свою жизнь. Она превращается в модельера шляп. В некотором смысле на это повлияла дружба с известным дизайнером Галиной Суворовой. Но, так или иначе, Анна ушла на творческую стезю, начав шить, а еще и писать статьи в различные издания города Караганды, где проживала в те годы.
«Через 100 лет я вернулась на малую родину…»
По отцовской линии дедушка Анны — известный поэт Кязим Мечиев, основоположник балкарской литературы. По маминой линии она прямой потомок рода Калиновских из Черниговской губернии, Новгород-Северского района, д. Пушкари, что приблизительно в 200 км от белорусского Лунинца. Этот город родной и для ее супруга, поэтому в «перестроечный» период семьей было принято решение о переезде туда.
Анна:«Когда я приехала сюда и прочитала Якуба Коласа, я плакала… Что-то откликается в душе сильно. Когда вижу дожинки, костюмы там, слышу песни народные — мне кажется, что лучше и не придумаешь! Я столько лет прожила в Караганде и ничего там серьезного не написала, не создала. А здесь всё брызжет! Может, здесь аура такая в Беларуси? Мне здесь нравится очень, наверное, поэтому у меня все рождается …»
«Прекрасное должно быть величаво…»
Пусть заедает суета
И угрожает стресс,
Но дама в шляпке, господа,
Совсем не та, что без…
Она кокетливей, смелей,
Увереннее в жизни,
И позволяет быть себе
Немножечко капризней…
Сегодня в Лунинце Анну Бондаренко знают все — от мала до велика, ведь все модницы города благодаря ей имеют сейчас в своем гардеробе такой необходимый аксессуар, как шляпка. Ещё в 2006 году Анна с большим успехом провела в городе персональную фотовыставку работ, где представила более 200 образов, которые она создала представительницам прекрасного пола при помощи… шляпок.
Анна: «Я увидела эти сотни головок женских в шляпках и поняла – вот они наконец-то явились миру из моих записных книжек! Это было самое радостное мероприятие в жизни моей, потому что там соединилось всё: я как режиссер, как модельер, как художник, как визажист. Все способности, которые я развивала в себе, я там реализовала…»
Творит эта женщина удивительно плодотворно. Как и следовало ожидать, в скором времени «только шляп» в лунинецкой жизни Анне стало недостаточно — её творческий потенциал уже требовал целых коллекций одежды моды театральной, авангардной. И на сегодняшний день она их создала уже 17. Большинство из коллекций имеют яркий национальный колорит: «С любовью к Беларуси», «Белорусская Венеция», «Беларусь православная», «Сон Радзивилла», «Нежность акварели». Надо сказать, что для показа своих коллекций Анна создала самодеятельный театр моды «Дива», в котором участвуют ученицы старших классов города.
«Мне приятно видеть, как из неуклюжих девочек, умеющих ходить только в джинсах и кроссовках, рождаются красивые грациозные девушки», —— говорит об этом модельер.
Клуб «Свеча»
Удивительным образом этого неукротимой энергии человека хватает и на созданный ею в городе клуб «Свеча». 12 лет этот островок духовности ежемесячно собирает у себя и согревает своим «пламенем» поэтов, художников и просто небезразличных к творчеству людей. Строки, написанные об этом Анной, говорят сами за себя:
Музыка Штрауса, зал весь в волнении,
Встреча опять горяча,
Вспыхнула спичка и вдохновение, —
Так начиналась «Свеча».
Семья
Может быть, кто-то из читателей сейчас подумает: «Ей бы мои заботы… Не хватало бы времени на такой размах творчества». Парирую: Анна замечательная жена, хозяйка, мама и бабушка! Семейный стаж — 43 года. Она вышла замуж за свою первую и единственную любовь, с будущим мужем встретилась в 15 лет. Родила ему двух сыновей, а они уже подарили родителям трех внучат. Ко всем праздникам и датам своим родным Анна делает «духовные подарки». К примеру, недавнее 6-летие внучки Василисы было отмечено бабушкой изданием сборника стихов под названием «Василисе о Василисе». Дом Бондаренко всегда открыт и полон гостей, к каждому сезону года здесь придумывают и проводят праздники, например: «Праздник цветения акаций», «Сиреневый май», «Белый налив с белыми мыслями», «День рождения семьи». В такие вечера погреба, наполненные вкуснейшими закатками хозяйки, опустошаются.
И только в глубокую ночь у нее остается время на себя, чтобы писать. Так была сочинена песня «Мой город», ставшая гимном Лунинца, уже несколько лет кряду начинающим и оканчивающим все народные гулянья в городе. Одним словом, свои 24 часа в сутки эта женщина – вечный двигатель — использует на все 100.
О нашем, о женском…
Анна: «Если верить в другие жизни — я точно была салонная дама, и, попав в этот мир, я расширила шляпами свое пространство, чтобы было комфортно жить, чтобы не было серо. Шляпки – это ведь символ женственности и потребность женской души нравиться, это возможность быть романтичной. Знаете, если женщина любима или хочет пококетничать – она точно наденет шляпку! Я вот если не надену шляпу — я не Анна. Я без нее чувствую себя голой — она для меня завершение гардероба. Этакая… точка».
К сожалению, сейчас большинство из женщин не носят шляп, потому что чувствуют себя в них неуютно, а ещё боятся испортить прическу, а кто-то избегает шляп просто потому, что не знает, как их выбрать и правильно носить. Конечно, универсальных советов в этом вопросе не бывает, ведь каждая из нас обладает уникальной внешностью и собственным неповторимым стилем. Поэтому лучшим советчиком здесь будет зеркало.
Не надо бояться экспериментировать!
Светлана ВЕРТИНСКАЯ (фото автора)
0 комментариев
Цапков Валерий
31.01.2014 в 23:17anna.shefa
31.01.2014 в 23:17Большое спасибо , Светлана, за такую добрую и полную статью. Очень благодарна за умелую подачу материала.
от шляпки
02.02.2014 в 22:32++++++++++
и ещё много ++++++++++