Однако в прошлом году для предприятия наступили нелёгкие времена: закрылись некоторые представительства ОАО, а в прошлогодний летний пик продажа пива уменьшилась по сравнению с теми же периодами предыдущих лет. В минувшем году, когда у руля предприятия стоял Валерий Мацкевич, по словам работников, брестское пиво подорожало, места продаж терялись, иной раз готовый к реализации продукт возвращался обратно и шел на слив.
А на финише 2013 года в кресло руководителя ОАО «Брестское пиво» вернулся прежний директор – Олег Кисель. Рабочие были довольны: он – выходец с завода, прошел путь от мастера до директора, знает производство и сбыт.
Да, производство сокращалось и до этого, потому что на Брестчине велика доля импортного пива – российского и украинского. Одна из причин – пенные напитки соседей более конкурентоспособны из-за дешёвых закупочных цен на сырьё – пивоваренный ячмень.
Зарплату работникам ОАО накануне Нового года впервые за многие годы выдали двумя частями. Сказали, что в феврале и марте работники будут работать по 4-дневной рабочей неделе, контракты с работниками не продлеваются.
В последней декаде января редакция «БК» адресовала директору ОАО «Брестское пиво» Олегу Киселю ряд вопросов, которые интересовали наших читателей, и получила от него ответы. Предлагаем их вашему вниманию.
— Какая модернизация прошла в ОАО «Брестское пиво» и какие на неё пошли средства – собственные или кредитные?
— В 2000-х годах основной акцент был сделан на модернизацию пивоваренного производства. Проводилась она в два этапа – в 2004-2005 гт. и в 2009-2010 гг. В результате технического перевооружения завод получил современную автоматическую варницу фирмы «Хуппманн», было расширено бродильно-лагерное отделение за счёт установки 14 цилиндро-конических танков и 4 форфасов, введены в эксплуатацию новые фильтрационное и дрожжевое отделения, отделение СIP-мойки, немецкая линия по розливу пива в ПЭТ-тару, модернизирован холодильно-компрессорный участок.
На первом этапе мощности были увеличены с 1,8 млн. дал пива в год до 3,5 дал, а на втором этапе – до 4,3 млн. дал в год. Первый этап модернизации предприятие проводило за счёт банковского кредита, по которому полностью рассчиталось. На проведение второго этапа модернизации предприятию был представлен бюджетный заём, окончательный расчёт по которому должен быть произведён до конца 2015 года.
— Насколько изменились объёмы производства и ассортимент пива в 2013 году по сравнению с 2012 годом? Как в прошлом году выполнены прогнозные показатели?
— Ассортимент выпускаемой ОАО «Брестское пиво» продукции за 2013 год практически не изменился – это по-прежнему свыше 10 наименований пива, безалкогольные напитки, минеральная вода, плодовые и виноградные вина, сидры. Другое дело – объёмы производства и реализации. Они упали, соответственно не выполнены и прогнозные показатели.
— Перед Новым годом «Брестское пиво» проводило в областном центре ряд акций по продаже пива «Дуплет», «Беловежское», «Брестское», которые были дешевле обычного примерно на 20%. С чем это связано – с новогодними скидками или с тем, что поджимали сроки его годности?
— Это была рекламная акция.
— Как складывается ситуация с выпуском пенного напитка в январе по сравнению с декабрём?
— Зима – это всегда сложный период для пивоваров. Наш сезон – это май-сентябрь. В январе по сравнению с декабрём продажи пива выросли на 5%.
— Каковы перспективы выпуска продукции в 2014 году? Есть ли возможность выйти на прогнозные показатели?
— Наша задача – сделать завод финансово устойчивым. Поэтому все усилия в текущем году будут направлены на стабилизацию ситуации, наращивание объёмов производства и реализации.
— Работники завода утверждают, что за многие годы впервые перед Новым годом зарплату им выдавали по частям и сказали, чтобы они в будущем забыли об авансе. Так ли это?
— Экономическая и финансовая ситуация на предприятии сегодня сложная. Перед Новым годом заработную плату выплатили в полном объёме, но, действительно, в два этапа. В январе выплачены заработная плата и аванс в сроки, определённые коллективным договором.
— Работники также говорят, что в феврале-марте они будут работать только 4 дня в неделю. Соответствует ли это действительности?
— Соответствует.
Согласитесь: сверхлаконичный ответ и слишком мало конкретики. Почему же 600 работников «Брестского пива», желающих работать и зарабатывать, переводятся на сокращённый график? Свою версию происходящего мы нашли на сайте charter97.org. Как сообщил информированный источник в ОАО, на предприятии сложилась тяжелая финансовая ситуация. В результате было принято решение – работать в режиме четырех дней в неделю на протяжении февраля и марта. Значит, никакого прорыва на пивном рынке прошедшее техперевооружение пока еще не принесло, а в 2014 году предприятию необходимо погасить около 21 млрд. рублей за использованный бюджетный заём.
В начале нынешнего года работники «Брестского пива» обнародовали информацию, согласно которой, на их взгляд, предприятие стало жертвой рейдерского захвата со стороны «Оазис груп» – белорусской «дочки» международной компании с российскими корнями Oasis Beverages. По словам рабочих, именно представители этой компании диктуют руководству «Брестского пива», какие объемы продукции необходимо выпускать.
Почти 90% акций уставного фонда ОАО «Брестское пиво» находятся в руках государства (в областной коммунальной собственности), и поэтому полтора года назад Брестский облисполком изучал интерес потенциальных инвесторов к приобретению акций предприятия. Тогда именно Oasis Beverages считался главным претендентом на приобретение крупного пакета, но сделка так и не состоялась.
Возможно, это произошло не только из-за завышенной стоимости акций, но и потому, что продажа акций ОАО, принадлежащих Республике Беларусь, проводится по решению Александра Лукашенко. Теперь же из-за больших финансовых проблем «Брестского пива» цена этих акций, вероятно, станет более приемлемой для потенциальных инвесторов.
Вместе с тем директор ОАО «Брестское пиво» Олег Кисель не ответил на ряд вопросов «БК», сделав приписку: «Слухи, домыслы и вопросы не в тему не комментирую!». Хотя вопросов «не в тему» директору мы вроде бы не задавали. Например, остались без ответов вопросы, которые касались его работы в течение года в компании «Оазис групп», а потом возвращения в директорское кресло предприятия. Отказался он комментировать и прошлогоднюю ситуацию, когда продажа брестского пива в основном стала осуществляться через «Оазис групп», а представительства самого ОАО стали закрываться. То же самое по поводу непродления работникам трудовых контрактов, сроки которых закончились, и поиска потенциальных инвесторов – ответов мы так и не получили.
Возможно, когда ситуация на предприятии стабилизируется, Олег Сильвестрович найдёт возможность для более откровенного и честного разговора?
0 комментариев
Цапков Валерий
06.02.2014 в 21:38Любитель пива
06.02.2014 в 21:38Какая разница, чьи акции, лишь бы налоги и акцизы платили.
Минчанин
20.12.2014 в 21:18что за бред…»вернулся прежний директор – Олег Кисель. Рабочие были довольны» — никто доволен не был …..он валит все на Мацкевича — а именно Мацкевич поднял зарплату стоявшую на месте долгое время, а сам подмял такой завод под Оазис, заключив убыточные контракты.