– Наши предприятия недорабатывают, когда человек своим кошельком голосует за импортный товар, приобретаемый либо на внутреннем рынке, либо выезжает за рубеж, где делает покупки, – приводит БелаПАН слова премьер-министра Михаила Мясниковича, сказанные в ноябре 2013 года в белорусском парламенте.
Почему белорусы не хотят покупать отечественные товары? Как правило, увы, они не выдерживают конкуренции с импортными. Лидер объединения предпринимателей «Перспектива» Анатолий Шумченко считает, что в первую очередь, белорусское проигрывает по соотношению цена-качество. Немалую роль играет и психологический фактор: «Наше общество все равно не настроено покупать белорусское, даже если речь не идет о качестве».
– Это не потому, что предприниматели такие плохие и продают только импортное. Дело в том, что мы просто не даем возможности развиваться своему бизнесу, – констатирует предприниматель. – Мы давно говорили: дайте возможность развиваться малому бизнесу, создавать предприятия в зоне частного сектора, выкупать производственные помещения по остаточной стоимости. Но всего этого нет. Мы зажимаем своих и поэтому кормим чужих.
Торговля работает на самоокупаемость и поэтому должна следовать за требованиями покупателей, добавляет экономист Лев Марголин. Если покупатель не найдет здесь корейского или японского телевизора, он поедет за ним в Польшу, Литву, Украину или Россию. Поэтому единственный способ завлечь покупателей – не табличка «Купляйце беларускае», а предложение качественного конкурентоспособного товара.
Модернизация по сигналу сверху ситуацию исправить не может, уверен экономист.
– Все эти требования выставлять белорусские товары на самом видном месте, законодательное закрепление доли белорусского в товарообороте – это бесполезно. Есть и более вредные идеи, как последняя инициатива одного из депутатов облагать весь импорт дополнительным налогом, – говорит Марголин. По его мнению, подобные меры не только не приведут к росту доли белорусских товаров в товарообороте, но и вовсе уменьшат товарооборот и заставят людей еще активнее закупаться в соседних странах.
Увеличению доли импортных товаров способствует и Таможенный союз, считают эксперты.
Многие производители, в том числе и бытовой техники, уже разместили свои производства в России, и вся эта продукция идет в Беларусь в рамках Таможенного союза. Именно из России привозит технику большинство белорусских импортеров. Ситуация будет усугубляться до тех пор, пока в Беларуси не произойдет коренная реформа экономики, считает Лев Марголин.
Анатолий Шумченко более резок: «Господин Лукашенко должен сказать спасибо своим китайским друзьям и так называемым российским братьям, которые создали Таможенный союз. В выигрыше остаются именно они. Одни имеют дешевую рабочую силу, а вторые – черную дыру на нашей границе».
Если лидер «Перспективы» предлагает решать проблему преференциями для предпринимателей, то Лев Марголин придерживается несколько иного мнения: «К нам должен прийти реальный инвестор, который владеет современными брэндами, ноу-хау и может здесь разместить конкурентоспособное производство». Правда, пока таких инвесторов в Беларуси не видно. Да и сложно их ожидать в существующих условиях. Поэтому и нужны реформы, которые обеспечат возможность приватизации и честной конкурентной борьбы.
На вопрос, есть ли в Беларуси продукция, которая уже сейчас может выдерживать конкуренцию с импортной, Марголин ответил утвердительно. Он отметил, что, как правило, ее производят частные фирмы, которые работают, не требуя поддержки государства, и «даже рады, если чиновники их не замечают». В качестве примера экономист привел игру «World of tanks» и алюминиевые изделия фирмы «Алютех».
Анатолий Шумченко белорусским качеством явно не доволен: «У меня дома есть телевизор «Витязь» и импортный. Так вот «Витязь» ремонтировали несколько раз, но он не работает, а импортный показывает уже много лет». Но, подумав, он сказал, что покупает белорусские продукты питания и доволен их качеством.
Надежда КРАВЧУК, «Товарищ.online»
Ответить