Определить объем затрат белорусов на содержание отечественного госменеджмента сложно по двум причинам: отсутствие полной, открытой информации и разнородность затрат, которые сложно подвергаются агрегированию.
При этом, если принять во внимание некоторые упрощения анализа, то все затраты можно разделить на прямые и косвенные.
Под прямыми понимаются те, которые граждане несут в натуральном или денежном видах, напрямую выплачивая государству (например, налоги). Косвенные затраты — это упущенная выгода либо фактические потери от государственного управления в рамках экономической системы (например, стагнация или кризис в стране).
Шоковая корректировка
Хотя по заверениям официальных лиц в стране царит пресловутая стабильность, обычные граждане видят другое. Последние годы экономические пертурбации стали просто напастью.
Проанализировав пятилетние программы социально-экономического развития Беларуси (на 1996-2000, 2001-2005, 2006-2010 годы и итоги выполнения за 4 года текущей программы на 2011-2015 годы), можно прийти к выводу, что первые три из перечисленных выше пятилеток по большинству показателей выполнялись. Однако при более внимательном изучении сложно говорить об успешности государственного управления.
Во-первых, с целью экономического роста использовались сомнительные источники, которые давали краткосрочный эффект и в долгосрочной перспективе скорее являлись угрозой для экономического развития страны.
По итогам программы 1996-2000 годов еще можно было найти в официальных документах критический взгляд на такие источники.
«Многие факторы, стимулировавшие экономический рост в начале пятилетия, в частности, недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен, исчерпали себя. Вместе с тем обострились инфляционные процессы. Основная причина этого — денежно-кредитная политика 1998-1999 гг., связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями августовского (1998 г.) финансового кризиса в России» — отмечалось в подведенных правительством итогах реализации программы социально-экономического развития Беларуси на 1996-2000 годы.
Однако в последующие годы содержание такого рода итогов сводилось скорее к перечислению достижений, чем к критической оценке ситуации. При этом сомнительные источники роста (эмиссионное кредитование и т.п.) продолжают использоваться до сих пор.
Во-вторых, по итогам выполнения пятилетних программ наблюдался неравномерный рост тех или иных запланированных показателей. В то время как одни не выполнялись, другие перевыполнялись в 1,5 и более раз. Такого рода развитие в итоге сводилось к образованию в экономике дисбалансов, потребовавших корректировки в последующие годы (например, девальвации национальной валюты в начале 2009 года).
Итогом такого развития на протяжении почти четырех пятилеток стала большая экономическая корректировка в 2011 году, выраженная в девальвации национальной валюты втрое и инфляции в 108,7% (декабрь к декабрю).
Налоги: экономику обдирают как липку
Вторым видом затрат на госуправление, которые несет белорус, являются налоги. За период с 2004 по 2013 год бюджет страны, согласно данным Минфина, практически постоянно формируется из налоговых доходов, хотя тенденция снижения их доли наблюдается.
Так, если в 2004 году доходы бюджета были сформированы из налоговых поступлений на 94,2%, то уже в 2011 году эта цифра снизилась до 90,9%. По предварительным данным, в 2013 году это значение подскочило на несколько процентов.
В 2010 году Всемирный банк в ходе мониторинга бюджетных расходов страны отметил, что «налоговая система Беларуси основывается на налогах на потребление и налогах на доходы». С учетом того, что структура налоговой системы за последние годы не претерпела серьезных изменений, такая характеристика остается актуальной.
С 2004 года налоговая нагрузка на экономику страны росла вплоть до кризисного 2008 года: увеличение нагрузки за этот период составило 5,4 процентного пункта. Однако с 2008 года нагрузка резко упала — до 35,7% ВВП по итогам 2011 года. В 2013 году старые позиции были восстановлены: примерно 40% ВВП были изъяты в виде налогов в пользу бюджета и Фонда социальной защиты населения.
Чиновник транжирит…
Согласно данным Минфина, через государственный бюджет перераспределяется от 35% до 45% ВВП страны. Максимальная доля бюджетных расходов наблюдалась в 2008 году (49,2%), в 2012 году показатель снизился до 40,0% ВВП. Однако уже в 2013 году наблюдался рост этого показателя до уровня 43% ВВП.
При таком большом объеме проходящих через чиновников средств возникает упущенная выгода. Это происходит из-за более низкой эффективности распределения изъятых средств государством по сравнению с перераспределением этих средств в рамках экономической системы ее участниками самостоятельно.
Всемирный банк в ходе своих исследований подтвердил этот факт: «при расходах на уровне 35% ВВП и выше увеличение расходов сектора госуправления на 1 процентный пункт ВВП ведет к сокращению экономического роста на 0,3-0,4% в год».
Конечно же, это является усредненным показателем, и он может разниться в зависимости от структуры экономики и иных факторов. Однако мы можем воспользоваться этими данными для приблизительного расчета упущенных возможностей экономического роста в Беларуси. За 2013 год примерные потери ВВП Беларуси составили от 2,4% до 3,2%.
И, судя по итогам последних совещаний с участием президента страны, должных выводов из текущей ситуации наверху не делают. Это означает, что белорусу придется раскошеливаться на неэффективную систему управления и впредь.
Антон БОЛТОЧКО ( «Белорусские новости»)
0 комментариев
Цапков Валерий
04.03.2014 в 14:25Брестчнин
04.03.2014 в 14:25Жаль, что 50% населения нашей страны вас просто не поймут, а остальные 50% ничего не смогут изменить.