Прораб участка Николай Яковлевич Стасюк рассказывает:
— Да, нашли ход. Начали снимать чернозем здесь, за киосками, и вырыли тоннель. Он метра полтора-два в глубину, а дальше идет туда (Николай Яковлевич показывает в сторону пригородного вокзала и хлебозавода. – Авт.). Правда, наша молодежь в Интернете нашла какие-то ссылки на то, что этот тоннель, возможно, ведет к Брестской крепости.
Поскольку на месте выбранного грунта уже засыпали песок, сейчас видны только бетонный квадратный лаз, который решили сохранить, и кромка короба. Спрашиваю, какова ширина тоннеля. “А столько же примерно, что и глубина, – метра полтора-два”. Материал? “Кирпич”. Свод есть? “Да”. Кроме того, еще узнаю, что от поверхности до дна коммуникации около 4-х метров.
Через дорожку, ведущую на пешеходный мост, Николай Стасюк показывает еще один нестандартный люк. В отличие от предыдущего, колодец целиком кирпичный, в стенку врезана лестница из железных скоб. В метре от поверхности виден песок, куски асфальта. Колодец засыпан. —— Таким и был, – говорит прораб. – Наверное, ливневка “польскего часу”. Крушить до основания не будем. Положим сверху плиту.
Замечу: Николай Яковлевич Стасюк, возможно, единственный из местных строителей, кто “на автомате” проявляет уважение к истории. Ведь при ремонте вокзала годом ранее его коллеги, не колеблясь, уничтожили две интереснейшие двадцатиметровые трубы диаметром в полтора метра под полом одного из помещений по соседству с главным залом ожидания. При том, что они прекрасно знают: Брестский вокзал как историко-культурная ценность охраняется государством.
Тем не менее не была должным образом исследована функция обнаруженных труб. Куда они вели – об этом были лишь версии. Более того, бездумно уничтожили и затрамбовали третью, еще более длинную трубу, которую нашли под самим главным залом ожидания.
Но вернемся к Николаю Стасюку и спасенному им историческому сооружению. Какого оно характера?
Во-первых, скорее всего, сие инженерное сооружение не советского времени. Об этом сказали строители, и выглядит оно нестандартно.
Во-вторых, перспективными представляются две версии.
Одна была озвучена историком-любителем Денисом Турченяком в комментарии к одному из материалов нашей серии “Подземелья Бреста”, публиковавшейся в “БК”. Он засвидетельствовал, что в архиве видел схему труб, в которые была заключена речка, протекавшая когда-то по Граевке около вокзала.
Вторая версия: это может быть коммуникация от фортификации по улице Фортечной, упоминавшейся ранее в газетной серии. Не противоречит это и пересказанной друзьями “Брестского курьера” версии о том, что “бульбовцы”, боевики атамана Боровца-Бульбы, во время боев с красными пришли к вокзалу под землей от реки Лесной возле Тюхиничей.
Что ж, буду исследовать все эти версии, равно как и те, которые могут появиться дополнительно. О результатах сообщу читателям БК…
От автора. Пользуясь случаем, информирую читателей также о том, что напечатанные ранее в “БК” материалы с дополнениями и фотографиями полностью подготовлены к изданию и выйдут вскоре отдельной книгой под названием “Подземные ходы Бреста, крепости и…”. В ближайшее время книга появится в продаже.
Евгений БЕЛАСИН (фото автора)
Фото 1. Колодец к тоннелю.
Фото 2. Тоннель: ориентировка на местности.
Фото 3. Колодец неизвестного предназначения около пригородного вокзала.
Ответить