В рассказе, прозвучавшем в стенах университета, можно выделить две основные линии: идентификация Казимира Малевича в качестве белорусского художника — опорной точки национальной идентичности; и метафизическая теория, в рамках которой исток Вселенной может быть извлечён из недр Чёрного квадрата.
Национальная идентичность
Автор книги особо подчеркнул взаимосвязь Малевича с Беларусью: по одной из версий биографии Малевича, он родом из-под Копыля. Местные жители зимой топили хаты торфом, и детское впечатление черной торфяной ямы на белом снегу могло впоследствии лечь в основу Чёрного квадрата. Однако это утверждение существует в виде гипотезы — Казимир Малевич создал мистификацию истории собственной жизни, чем усложнил историкам поиск места его рождения и национальной принадлежности. Бесспорно лишь то, что художник какое-то время преподавал вместе с Марком Шагалом в Витебске.
Дмитрий Горбачёв, украинский искусствовед, указывает Киев в качестве места рождения художника. В украинской столице установлен памятник художнику, есть улица имени Казимира Малевича. Также Игорь Малевич упомянул о книге некоего украинского автора, в которой речь идет о сходстве изобразительного языка супрематизма и украинских писанок (роспись яиц). В традиционном украинском художественном промысле — писанке – для росписи используются простые геометрические формы, расположенные ритмически. Возможно, эти эзотерические знаки, отражающие диалог человека с космосом, и первоформы супрематизма — следует рассматривать в одном ключе.
Современная Россия, по словам профессора, также обратила свой взор на наследие Малевича: сочинские Олимпийские игры 2014 года — точная копия футуристической оперы «Победа над Солнцем» 1913 года. В ходе создания оперы Малевич выступил как художник-декоратор, именно из набросков к постановке был рожден Чёрный квадрат, который дал основу для целого течения.
Белорусы имеют все права на наследие Казимира Малевича, считает его внучатый племянник. По словам Игоря, у нас мало интересуются Малевичем: отсутствует музей, до сих пор нет памятника художнику, большие коллекции картин находятся за рубежом. Хотя после Октябрьской революции некоторое время он был крайне востребован, динамичные формы супрематизма резонировали с революционными идеями построить новое общество: «Старому – кладбище, новому — жизнь» (К.Малевич).
Метафизика Чёрного квадрата
Как мы уже сказали, помимо темы национальной идентичности автор семинара развивал и метафизическое направление.
«Черный квадрат — икона смысла, не икона изображения. Но мы еще не доросли, чтобы понимать значение Черного квадрата в мировой системе, в построении бытия, — убеждён Игорь Малевич. — Супрематизм мог бы стать современной славянской иконописью», так как представляет собой некую матрицу знаний, ответ на вопрос, как устроен мир.
Приведём ещё несколько тезисов. По словам учёного, Казимир Малевич был человеком мощнейшей интуиции, он предвидел развитие наук, таких как космофизика; стилевые особенности супрематизма — дискретность, разбивка на монохромные пласты — представляют собой аналогию устройству физического мира: физика также работает с дискретным пространством. Или, к примеру, мы можем увидеть расслоение атмосферы при пропускании лазера через нее.
Также профессор приводит наблюдение: современные снимки космоса, спектральные снимки черных дыр схожи с основными первоформами супрематизма: крестом, квадратом и кругом. Другими словами, намечая аналогию между изобразительными приёмами супрематизма и открытиями современной физики, Игорь Малевич предлагает принять супрематизм в качестве ключа к устройству Вселенной: «Как отмечал Казимир, художника надо поместить на дирижабль, чтобы он понимал, что такое Земля. Ведь интуиция художника намного сильней знаний человека».
В то же время Игорь подчеркнул, что он далёк от околонаучной мистики. Отвечая на вопрос о том, не является ли философия Чёрного квадрата околонаучной мистикой, учёный сослался на незрелость человечества и отсутствие научного инструментария. Выходит, культурный смысл Чёрного квадрата для Игоря Малевича пролегает в области веры (или философии, если угодно), а не строгой науки или художественного суперстиля?
Студенты худграфа подготовились к приезду профессора, углубились в изучение супрематизма и создали в материале объемно-пространственные композиции — архитектоны, чем он был восхищен. Также худграф подготовил и выставку супрематических работ — плоскостных формальных композиций из простых геометрических фигур. Можно полагать, что в современной культуре именно в практическом применении основ супрематизма проявляется гений Малевича.
Казимир Малевич — основоположник супрематизма — направления в авангардистском искусстве, основанного на создании формальной композиции путем комбинации разноцветных плоскостей, простейших геометрических очертаний («первоформ»). Главной первоформой Малевича стал квадрат — «зародыш всех возможностей».
Игорь Малевич – доктор физико-математических наук, гарвардский профессор, писатель. Изобретатель способа определения расстояния до Луны. Являлся дипломатом РБ в Китае и Южной Корее.
Глеб АЛЕКСАНДРОВ
Фото Елены РАТКЕВИЧ
Ответить