Суета, конечно, непередаваемая. У кого-то « взрываются» нервы – и он неприлично громко высказывается в телефонную трубку. Кто-то вкрадчиво и тихо шепчется с адвокатом. Кто-то копошится в невероятном количестве бумаг, разложенных прямо на своих коленках, пытаясь найти нужный документ. Кто-то молится – я вижу, как, немножко этого стесняясь, человек отворачивается от любопытствующих взглядов. Кто-то выходит на «перекур» уже раз пятый за короткие 15 минут.
Но вот всех присутствующих в коридоре подняли с мест и попросили перейти ненадолго в другую сторону с обязательным условием «отвернуться от происходящего». Из зала суда послышались торопящиеся шаги и шорох большого количество ткани — судья в мантии, поняла я, а следом звук лязганья металла и топот ног – конвой с осужденным…
Я же при этом буквально наткнулась взглядом на еле заметную выцарапанную на стене надпись «Мы тебя любим и помним!» Её – надпись – судя по слоям штукатурки, не единожды убирали, она же вновь кем-то процарапывалась.
Все ждущие «коридорные» вернулись на свои места немножко притихшими, но через пару минут суета вернулась. Оно и понятно — у каждого свой, чаще всего проблемный повод прихода сюда, и он кажется важнее чужих проблем. Таких, как я, то есть свидетелей, здесь, конечно, тоже предостаточно, и они узнаваемы сразу своим поведением любопытства, вникания в атмосферу. Вот и рядом со мной в кресла уселись два именно таких молодых человека.
Должна сказать, что ко времени их прихода у меня уже сложилось впечатление какого-то несоответствия и путаницы от всего увиденного в этом здании. Всё стало на свои места после фразы одного из молодых людей: «Я тебе точно говорю, вот у этой надо просить номерок мобилки. Смотри, как шагает – оценочку себе так и ищет! Так мы ж её ей и поставим!» Мужчины подмигнули друг другу и засмеялись. Поняв, что я их слушаю, тот же мужчина заговорил со мной: «А что, я не прав? Глубина выреза всё всем объявила! Или что, небось, сейчас вступитесь за свой женский пол?».
Несколько последующих фраз друг другу поместили нас по одну сторону баррикад в этом вопросе. Я внимательно слушала парней, увидевших во мне поддержку относительно явно неуместного вида некоторых сотрудниц, и они стали очень откровенны в выражениях: «А мы и не знали, что в суд надо приходить, чтоб девчонок снимать…». Но тут позвали их, позвали и меня.
В кабинете для заседания все проходило по-деловому: вопрос – ответ, вопрос – ответ, протокол. Женщина-судья была довольно строга и лаконична. Я понимала, что надлежащую серьезность обстановке придают даже её внешний вид и судейская мантия. А коль на тему «как и где должна выглядеть женщина» я успела «подсесть» в коридоре, тут тоже в голову полезли мысли, но уже в пику теме «пошлой» женской одежды. Что там помнится о мантии – этом строгом балахоне?
Считается, что судейская мантия появилась в странах Европы в средние века и произошла от одежды священнослужителей. Свободного покроя, покрывающая все тело, эта одежда напоминала крылья ангелов. А судьи считались посланниками Бога при свершении правосудия, поэтому аналогичную одежду и позаимствовали. Пожалуй, можно смело утверждать, что мантия судей – это мамонт моды, не желающий обращать на нее никакого внимания и не меняющийся столетиями. Практически у судей всего мира мантии черные. У судей Германии, Франции и Англии есть парадные красные мантии. А вот у англичан ещё и парики имеются. Но с 2008 года там их надевают только при рассмотрении уголовных дел. У нас же в стране мантия появилась, кстати, не так давно – в 1997 году, после созыва первого съезда судей Беларуси.
Мантия – это очень хорошо. Согласитесь, правильный и уместный внешний облик подает нужные сигналы: «Я деловой собранный профессионал, мне можно доверять».
Ну, а теперь я вернусь в подробностях к увиденной ярмарке тщеславия в коридорах здания суда. Не могу удержаться — извините, если кого этим обижу. Несколько этажей здания и десятки кабинетов. Коллектив, как сложилось впечатление, достаточно молодой. Я не знаю должностей этих ярких особ женского пола – помощники, консультанты, секретари и прочее, но то, что никакого понятия о дресс-коде они не имеют — это однозначно!
Нельзя произвести первое впечатление во второй раз. Как первая фраза задает тон всему разговору, так внешний вид создает первое впечатление. И на создание первого впечатления у вас есть только один шанс! Не могут сотрудницы такой организации позволять себе так нелепо выглядеть – к примеру, находиться на работе в ботфортах, усыпанных стразами. Да, я заметила, что некоторые переобуваются, но в ещё более неуместные туфли с 12-сантиметровыми каблуками, которые делают ноги женщин похожими на конечности кузнечиков. Декольте, из которого выглядывало белье, – это тоже сильно! Длина некоторых юбок заявляла о символичности таковых. У некоторых сотрудниц прическа – это то, что когда-то выросло на голове и позавчера было «зацементировано» лаком, у других наоборот – шедевры из кукольных буклей. Ой, неужели прям всем штатом в ресторан вечером предстоит идти?! Но шифоновое розовое платье меня добило окончательно… Цвета одежды, блеск камешков-стразиков, аксессуары, маникюр, макияж… Вы не перепутали место работы, барышни?! В городе достаточно мест, где можно выгуливать себя и свои наряды.
Любой современный человек должен обладать минимальными знаниями дресс-кода — сегодня это такая же норма поведения, как способность к цивилизованной коммуникации или умение красиво принимать пищу. Посещение театра, официальные приемы, формальные и деловые встречи, ритуальные мероприятия и т.д. — для каждого события существует свой стиль одежды.
И не надо говорить о том, что деловой дресс-код ограничивает свободу выбора и мешает самовыражению; он прежде всего полезен для имиджа организации, и надо думать об этом. Если говорить все же об индивидуальности, то существует множество вариантов, которые позволят соблюсти тот самый дресс-код, но и выглядеть на высоте, и оставаться собой.
Однако рамки у сотрудников представительных организаций должны быть.
Все знают прописные признаки эффективного имиджа в разных сферах.
• Финансовая сфера предполагает респектабельные образы.
• Юриспруденция – консервативный имидж.
• Медицинское обслуживание диктует опрятную профессиональную одежду.
• Сфера услуг требует доброжелательности.
• Реклама одобряет яркий креативный акцент.
• В сфере СМИ уместны костюмы с модными элементами и нестрогое соответствие деловому стилю.
Очень хотелось бы, чтобы внешний облик подавал правильные сигналы. К радости, в городе есть достаточно организаций, где дресс-код сотрудников выше всяких похвал. Нет смысла их называть – все всё видят.
Светлана ВЕРТИНСКАЯ
Ответить