Но совесть – хуже злой мачехи, не даёт забывать о работе:
— Сначала сходишь на открытие торгового центра. Сделаешь фоторепортаж, напишешь заметку. Обработаешь фото, поставишь всё на сайт. Потом сделаешь уборку в квартире – суббота ведь, самый подходящий для этого день. В магазин не забудь сходить. Вымоешь посуду. Постираешь бельё. Приготовишь ужин. А там езжай куда хочешь. И ещё… Фотоаппарат с собой возьми – напишешь про бал. Нечего просто развлекаться – работать нужно, работать!..
И муж был против этого бала.
— Ночью на работу? – переспрашивал он раз за разом. – В таком вечернем платье? На каблуках? С таким макияжем? Какой такой бал? Я не согласовываю!
Знал бы он, что на балу моё платье от кутюр сразу поблекло, глядя на роскошные наряды приглашённых дам. А восточный «кошачий» макияж выглядел так, будто в конце XIX века на землю приземлились инопланетяне.
Да, да, именно 1890 год царил в этот вечер в Скоках. Корсеты. Шляпки. Рюши. Кружева. Перчатки. Вееры. Всё это можно было разглядывать часами, любуясь, как в палисаднике, на разные цветы один другого краше. А меж прекрасных дам прохаживались, будто грачи, кавалеры в чёрных смокингах и фраках, с котелками в руках. Нет, не с теми котелками, которые берут в походы. А со шляпами. Первую такую, к слову, как раз изготовила в 1850 году лондонская фирма Томаса и Уильяма Боулеров.
Я, как впервые попавшая на бал, была представлена управляющему имения – директору историко-мемориального музея «Усадьба Немцевичей» Сергею Семенюку, а также другому организатору действа — краеведу, председателю областного отделения Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры Александру Жаркову и его прекрасной жене Ольге, шикарное пурпурное платье которой смело можно было отправлять в царский гардероб. И их дочь Даша с длинной косой в нарядном уборе была весьма мила.
Представили меня и почётному гостю бала – Генеральному консулу Российской Федерации в Бресте Никите Матковскому. В чёрном котелке с изящной тростью он вполне походил на императора. Хотя и Его Императорское Величество Александр III (которого сыграл Андрей Воробей) не заставили себя долго ждать – торжественно появились на балу в сопровождении Великого князя Николая Николаевича (Виталий Мазур) и Наследного царевича Николая (Иван Воробей). Император по приглашению Яна Титуса Урсын Немцевича гостевал здесь во время военных маневров (это факт!), чему несказанно обрадовал местную знать, которая и устроила в честь Его Величества бал аж в 6-ти отделениях. Всем с 9 вечера до 3 часов ночи настоятельно рекомендовалось делать то, ради чего, собственно, и собирались эти всяческие балы. Себя показать, на других посмотреть. Посплетничать. Поинтриговать. Поиграть в салонные игры (фанты, жмурки). Повеселиться. Попить шампанского. И, конечно, потанцевать. От души. С душой. И до упаду.
А что б таким бальным новичкам, типа меня, было не très inconfortable (в переводе «очень неудобно» – господа, учите французский), балетмейстер Ольга Тарасюк проводила мастер-классы.
Так что и гордо вышагивали, и томно приседали, и лихо отплясывали — все без исключения. Скрипка и фортепиано виртуозных исполнителей Натальи Панько и Веры Латушкиной звучали magnifiquement, joliment (великолепно, превосходно – франц.)! И полонез, и крабовая полька, и «Алеманда Лорейн», и «Официальный бранль», и другие популярные в то время танцы.
И, конечно, король всех балов – вальс. Венский. Ирландский. Вальс с цветком. Белый вальс. Вальс светский ручеёк… Золушкой возле компьютера я и не знала, что существует столько его разновидностей! Этот чарующий король танцев даже меня заставил отложить в сторону фотокамеру и закружил в паре с галантным кавалером (ну графом, не меньше!). От восторга я чуть было не потеряла свою красную туфельку с левой ноги (Золушке так и положено в сказках – терять свои башмачки), но побоялась, что её острый каблук может спровоцировать аварию на паркете. Так что пришлось усилием воли вернуть туфлю на ногу и снова взяться за фотоаппарат.
— Вы видели, французы к нам на бал пожаловали, — в кулуарах дамы обсуждали всё, что попадало на язык. – Вот этот в белой шапочке и мадам в синих туфлях. Они днём были в Бресте, в лицее, а вечером кто-то их привёл на бал…
— Натали, а куда делись наши кавалеры? Смотри. Они уже возле других дам крутятся. Пойдём-ка разберёмся…
— А мой супруг подозрительно весёлый сегодня… Наверняка, здесь есть потайная комната с коньяком, нужно проследить…
— Да, чудесный бал! Лучше, чем в прошлом году. Тогда, на первом балу в Скоках, не было такой шикарной программы. И танцевать не учили. И некоторые даже в джинсах умудрились прийти. А тут полный шарман!..
Надо сказать, что в такой атмосфере конца XIX века мои гены проснулись и вспомнили, что у пра-пра-прадедушки также было своё имение где-то под Слуцком. И выражения «будьте так любезны», «вы сегодня обворожительны», «восхитительно» и «charmant» генетическая память воспроизводит очень легко, будто и не было этих 120 с лишним лет…
Инстинкт Золушки сработал в 12 ночи во время праздничного фейерверка. Тем более что после зажигательной «Круговой джиги» хотелось только одного — упасть на свежескошенную ирландскую траву, или, в крайнем случае, просто на кровать. И спать. Не внимая приказам мачехи-совести, что нужно сбросить фото, написать материал и т.д. по списку, который я вчера до конца так и не выполнила.
И вообще, в следующий раз (а балы в Скоках обещают стать традиционными) найду какую-нибудь другую Золушку с фотокамерой, а сама на бал поеду в шикарном платье только для того, для чего, собственно, и собираются эти балы. Гены, знаете ли, требуют своего…
Наталья АЛЕЙНИКОВА (фото автора)
Организаторы «Бала в Скоках – между Петербургом и Белостоком. Год 1890»:
Сергей Семенюк – директор историко-мемориального музея «Усадьба Немцевичей», д. Скоки
Анатолий Гладыщук – краевед, автор книги «Нямцэвiчы. Сапраўдныя гiсторыi», д. Скоки
Андрей Воробей – краевед, архитектор, руководитель группы военных реконструкторов «Рубеж», г. Брест
Творческий клуб «Светлояр», г. Брест – сценарий и постановка мини-спектакля
Ведущие-организаторы:
Александр Жарков – краевед, председатель Брестского областного отделения Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, член Белорусского союза архитекторов, г. Брест
Елена Воробей – дизайнер современной одежды, реконструктор военно-исторического костюма, организатор тематических и анимационных экскурсий, г. Брест
Ольга Тарасюк — балетмейстер
0 комментариев
Наталья Алейникова
18.05.2014 в 22:57Натали
18.05.2014 в 22:57Отличная статья: живая и достоверная. Спасибо. А с кавалерами мы всё-таки разобрались…
Андреев
19.05.2014 в 12:47Дзіўны «баль».
Александръ?
Вялікая Расія?
У Брэсце?
А ўлады ведаюць?
Василиса
19.05.2014 в 14:11Спасибо организаторам. Когда побываешь на таком мероприятии сразу забываются нецензурные фразы, надо еще такого плана для молодежи делать, а то такое ощущение, что кроме мат они больше языка не знают. Была приятно удивлено, что многое дамы были с кавалерами как и было принято посещать в то время. Организаторам в следующем году придется худо, так как в этом году бал прошел на высоком уровне. Чем же они нас еще удивят?
Станислав
19.05.2014 в 14:41В каком поколении, интересно, все эти дворяне?
Алекс
20.05.2014 в 14:14Так там была потайная комната с коньяком или целый погребок? Я в следующий раз поеду — проверю
alex
24.10.2014 в 17:27немного далековато от оригинального бала, небольшая смесь стилей что то из оперетты, что то из Золушки, мне вспоминается из Незнйки, чтобы никого не обидеть заезжий гость спросил, а кто это у вас такой Пёстренький! Ведь много примеров можно найти в Москве » Бал в Русской Усадьбе» «Светские вечера Петербурга» наши балы в Мире Несвиже , Кричеве, Мозыре, Борисове.Немного странная соляночка, ну да ладно, многим не нужна история государства, тем более бала