Согласно этому проекту, с 1 июля 2014-го года до 1 января 2015-го года государству передается исключительное право на осуществление импорта ряда товаров: радио-, теле-, видео- и бытовой техники, подшипников, двигателей, сельхозтехники, грузовых автомобилей, станков, уборочной техники, лифтов, шин и других. Предполагается, что в указанный период исключительное право на импорт таких товаров будут иметь 12 госпредприятий, а именно: Минский подшипниковый завод, «Гомсельмаш», МЗОР, «Белшина», Минский моторный завод, «Могилевлифтмаш», «Интеграл», «Атлант», «Горизонт», МТЗ, МАЗ и Минский электротехнический завод имени Козлова.
Принятие такого указа разработчики документа объясняли необходимостью защиты экономических интересов государства. В частности, в обосновании к проекту указа отмечалось: «Мониторинг практики применения мер для защиты внутреннего рынка страны и отечественных производителей автомобильной, автотракторной, сельскохозяйственной и другой техники показал, что действующим законодательством в недостаточной мере урегулированы вопросы соблюдения основных принципов создания конкурентоспособной техники». В связи с этим, «в целях удовлетворения потребности на внутреннем рынке в некоторых импортных товарах в широком ассортименте, соблюдения баланса в использовании отечественных и импортных комплектующих и материалов, для борьбы с недобросовестными поставщиками, защиты экономических интересов государства» и предлагалось принять подготовленный указ.
Это, так сказать, официальная версия, и в Министерстве промышленности (а именно предприятия данного ведомства преимущественно фигурируют в списке потенциальных специмпортеров) поспешили заявить, что вводимая мера будет краткосрочной.
Оказывается, до конца года решено было просто проверить, насколько задуманные действия станут эффективными «в плане снижения потребительского импорта, повышения интереса к отечественной продукции». По версии Минпрома, ставится благородная цель обратить внимание торговых сетей на отечественные потребительские товары, которые по качеству ничем не хуже зарубежных аналогов. В частности, в комментарии министерства подчеркивается, что белорусские предприятия, включая «Горизонт» и «Атлант», нынче собирают бытовую технику и электронику из импортных комплектующих, а процесс сборки полностью отлажен и контролируется, в том числе иностранными специалистами.
На самом деле, за этими словами легко можно разглядеть страстное желание, чтобы наши граждане отказались от зарубежных аналогов вообще, а коль такое не всегда достижимо — пусть импортом в страну занимаются только отечественные производители той же по своим характеристикам продукции. Понятно, что цена привозного товара повысится еще более значительно. Многие эксперты на полном серьезе обсуждали перспективу для нынешних импортеров из числа частных компаний сворачивания своей деятельности в Беларуси и заметное сужение ассортимента в торговых точках, где реализуется, к примеру, та же бытовая техника.
Стоит отметить еще одно важное обстоятельство. Поскольку Беларусь является членом Таможенного союза, то подобные решения необходимо согласовывать с партнерами по объединению – Россией и Казахстаном. Можно сильно сомневаться, что официальный Минск быстро и беспроблемно получил бы одобрение своих идей в плане «специмпортерства». Да и отсутствие полноценного пограничного и таможенного контроля на белорусско-российских рубежах сводило всю эффективность проекта указа «на нет»: как возят из Москвы и других городов РФ нужный товар в Синеокую, так и возили бы впредь, увеличив потоки «серого» импорта. Альтернативой может стать просто закрытие границы в Россией, но такое от нынешних белорусских властей можно предвидеть только в страшном сне.
Отдельно можно рассуждать о том, что этот радикальный документ (будь он принят в таком виде) нанес бы колоссальный удар по имиджу нашей страны. Ведь фактический запрет на импорт широкой группы товаров не только отпугнет инвесторов, но покажет Беларусь перед всем миром непредсказуемым государством, ненадежным партнером, который принимает неожиданные и необдуманные решения. При этом эффект от предполагаемых мер очень сомнителен. «Я даю правую руку на отсечение, что увеличения продаж белорусских товаров не произойдет, — прокомментировал проект экономист Лев Марголин. – Просто в правительстве есть такие «умные головы», которые считают, что нужно всё взять и разделить. По их мнению, для того, чтобы развивать экономику, нужно запретить ввозить импортные вещи, то есть, ликвидировать конкуренцию».
Получив порцию резкой критики от представителей экспертных кругов и бизнес-сообщества, Министерство промышленности пошло на попятную, распространив 23 июня пресс-релиз, в котором говорится, что «после рассмотрения с заинтересованными республиканскими органами государственного управления вопроса по предоставлению исключительного права государству на осуществление импорта ряда промышленных товаров, работу по подготовке нормативного документа считает нецелесообразным», и введение специмпортеров «в дальнейшем не планируется».
Однако особо обольщаться по поводу того, что белорусские экономические власти вдруг прозрели и увидели пагубность своих задумок, не стоит. Буквально на днях премьер-министр Михаил Мясникович, посещая ОАО «Трикотажторг», озвучил другую идею: в торговле потребительскими товарами доля отечественной продукции должна составлять 85%, а на импорт останется 15%. И хотя сия фраза была произнесена в отношении ширпотреба от легкой промышленности, минские власти уже распорядились распространить оглашенную главой правительства формулу и на другие группы товаров, разослав соответствующие указания владельцам торговых объектов. Интересно, поддержит ли инициативу и исполнительная «вертикаль» в регионах Беларуси?
Ответить