Поводом для обращения стало письмо Брестского горисполкома в облисполком от 31 октября 2006 года – о принятии решения областных властей разрешить снести дом №10 по улице Островского в Бресте. Просьба была удовлетворена, и решение о сносе было принято 9 ноября того же года.
«У нас на руках есть разъяснение из Министерства культуры, в котором указано, что этот дом ещё с 2003 года являлся историко-культурной ценностью. Поэтому, согласно закону «Об охране историко-культурного наследия», с того года здание должно было охраняться. То есть согласно законодательству дом подлежал правовой защите в виде запрета совершения любых действий, приводящих к уничтожению, угрозе уничтожения, исчезновению, угрозе исчезновения, научно необоснованным изменениям. По моему мнению, принятое решение о сносе выглядит, мягко говоря, парадоксальным», — пояснил сайту Tut.by Денис Турченяк.
По мнению автора заявления, не последнюю роль в сохранении дома сыграла активность общественности. «Тем не менее, Уголовный кодекс предусматривает ответственность не только за совершенные преступления, но и за покушение на преступление. Я считаю, что должностные лица горисполкома и КУП «ЖРЭУ г.Бреста» покушались на уничтожение историко-культурной ценности, что влечет за собой уголовную ответственность. Кроме того, в доме № 10 по улице Островского проживали люди, которые требовали от властей его капитального ремонта. Но чиновники не поставили дом в очередь на капремонт, ссылаясь на наличие решения о его сносе. Не будь этого решения, этот дом могли бы давно отремонтировать, и не пришлось бы выселять оттуда жителей. Но вместо постановки дома в очередь на капремонт, горисполкомом было принято решение о включении дома в программу сноса ветхого и аварийного жилья», — пояснил правозащитник.
В своем заявлении в Генпрокуратуру брестчанин просит провести проверку на предмет совершения должностными лицами покушения на преступление, предусмотренное ст. 344 УК Республики Беларусь, выраженное в подготовке к сносу историко-культурной ценности, а также на предмет наличия в действиях должностных лиц действий, которые совершены вопреки интересам службы, ответственность за которые предусмотрена ст. 424 (Злоупотребление властью или служебными полномочиями) УК РБ.
«Наказание за покушение на уничтожение историко-культурной ценности небольшое. Тут важен сам факт наказания, чтобы этого в будущем не повторялось», — резюмировал собеседник.
Напомним, что в январе 2012 года ОДО «Брестская инженерная группа» провела техническое обследование жилого дома, а затем 28 августа 2012 года межведомственная комиссия администрации Ленинского района составила акт, в котором указывалось, что здание не соответствует санитарным, техническим требованиям для проживания и является аварийным.
«Аварийный» вердикт послужил поводом для отселения жильцов. Часть их с решением властей спорить не стала – собрали вещи и переселились, а жители четырех квартир отказались менять свои обжитые квадраты в центре, и началась судебная тяжба о принудительном отселении людей. По словам правозащитника, в этом юридическом противостоянии пока точку ставить рано.
К слову, по последним данным, дом сносить не собираются. Как ранее сообщал начальник управления архитектуры и градостроительства горисполкома Олег Ляшук, есть решение облисполкома на инвестпрограмму по поводу обустройства этого здания:
«Наше предложение — провести реконструкцию, сохраняя этажность с учетом современных подходов к фасадам, и облагородить этот дом. По этому поводу жильцы дома недоумевают — почему при этом они должны потерять право собственности на жилье в центре города и выселяться в другое место», — резюмировал Денис Турченяк.
Служба новостей “БК”
Ответить