В доме, где резной палисад…
«Я приду, уже увенчанный сединами,
Отягченный положением и узами,
В переулочек с прохладой тополиною,
Что остался в моём сердце, словно музыка.
У ворот, где и следов не сыщешь прежнего,
О печаль свою споткнусь, никем не узнанный,
И плеснёт в моё лицо волною нежною
Твоих пальцев удивительная музыка…».
В этих давно полюбившихся строках Бориса Олейника словно оживает картинка из прошлого героини нашего рассказа. Перед нами фотография Вологды 90-х годов – здание в три этажа, а на нём мемориальная табличка: «В этом доме с 1981г. … жил писатель Виктор Астафьев».
Так вот, 90 лет назад на месте этого дома был дивный сад с орешниками, каштанами, яблоневой аллеей, окружавший старинный особняк адвоката Достойнова. С началом первой Мировой войны сюда из Вильно переехала семья, купившая его. В 1924 году здесь родилась Тамара Григорьевна Бубен.
Первые музыкальные впечатления – симфоническую, оперную музыку – девочка постигала из радио, «тарелки». Однажды Жозефина Антоновна обратила внимание, что Тамара чистёхонько выпевает Хабанеру из оперы «Кармен» Ж.Бизе. Неизгладимое впечатление произвела на девочку исполнение Марша Р.Шумана сверстницей Адочкой Епиховой, ставшей с тех пор близкой подругой. Придя домой, Тамара стала выкладывать кубики, воображая свой инструмент, к которому, изрядно напугав родителей, вставала даже по ночам.
Первые радости и успехи
В Вологодскую народную музыкальную школу при Пролетарском Университете будущую пианистку привели довольно поздно, в девятилетнем возрасте. Но, с честью выдержав испытания, она была принята дополнительным набором и сразу во второй класс. Лишённый в правах дворянин Николай Алексеевич Галкин стал первым ее учителем фортепиано и теории музыки.
Начиналось довольно трудно – все дети уже были знакомы с интервалами, однако вскоре новенькая вдруг прозрела и стала отвечать бойко и метко. Самым любимым на первых порах предметом была ритмика, которую вела ученица швейцарского педагога Эмиля Жака-Далькроза. Мадам Лерчер играла ритмические диктанты, а дети двигались в такт музыки. Впоследствие выпускники этой уникальной школы никогда не имели проблем с метроритмом в практике работы над сочинением, забегая вперёд отметим, что занятия ритмикой продолжились в Гнесинке, где училась наша героиня.
Что это было за время! Порой в доме темно, нет света, а Тамара упорно разучивает «Азбуку» Е.Ф. Гнесиной. Однажды на уроке высказала своё удивление: «В пьесе нет окончания. Неужели Бетховену не хватило времени?». Тут уж успокоил педагог: «Молодец, что услышала! Только это фрагмент Сонаты № 21». Первое выступление запомнилось – это была «Полька» П.И.Чайковского, Николай Алексеевич был доволен.
Большой школой не только творческой, но и человеческой стала для Тамары Григорьевны встреча с Василием Александровичем Супруненко. Судьба этого прекрасного человека сложилась трагически: доцент Киевской и Ленинградской консерваторий, лауреат Всесоюзного конкурса пианистов, он, по ложному доносу, в 1938 году оказался в административной ссылке в Вологде. Василий Александрович обладал редким умением организовать труд ученика, процесс его мышления, развивал музыкальную память, давал огромное количество упражнений, работая над техникой, читал лекции о выдающихся музыкантах, художниках, композиторах, поставил фортепианные ансамбли.
Теплые клавиши школы…
Еще в школе Тамара Бубен, Ада Епихова, Ольга Титова вместе со своим педагогом играли «Риголетто» Дж. Верди — Ф.Листа, «Манфред» П.И.Чайковского. Папа, Григорий Бубен, живо интересовался успехами дочери, не пропускает ни один концерт, ни одну лекцию Василия Александровича, вся семья охотно пользуется огромной библиотекой учителя.
Незабываемым впечатлением становится поездка в Москву, где ученики В.А.Супруненко посещают уроки непревзойдённого педагога-пианиста, народного артиста РСФСР, профессора Г.Г. Нейгауза и его гениальных учеников Э.Гилельса и С.Рихтера, московские театральные премьеры. В столице (о чём папа заблаговременно позаботился) покупается первое концертное платье – строгое, василькового цвета, с чудесным крепдешиновым воротничком, под цвет глаз. Тёплое, трепетное отношение Василия Александровича, его ласковое «моё малОе» (Тамара была самой младшей ученицей своего наставника) будет согревать всю дальнейшую жизнь.
Начиная с 6-го класса, юная пианистка на самоподготовку отводит по 6 часов в день, разучивая и исполняя Ноктюрн e-moll, Этюд Ges-dur Ф.Шопена. Основатель и первый директор школы Илья Григорьевич Гинецинский, ученик знаменитого Л.Ауэра, вскоре становится дирижёром школьного (!) симфонического оркестра. И в15 лет Тамара Бубен впервые исполнила с оркестром Третий Концерт Л. Бетховена.
Пять школьных лет не прошли даром! Второй ступенью станет училище, однако по рекомендации директора Тамара с подругами уезжает в Ленинград прослушиваться у известного педагога, автора ряда методических работ Самария Ильича Савшинского. Шёл 1941 год…
Под аккомпанемент войны
Так случилось, беда
Чёрной птицею в небо взлетев,
Опрокинула в тьму
Мир, которым мы так дорожили…
В обратный путь девочки выехали из Ленинграда с большим трудом, было страшно.
Вологжане разбирали школьные инструменты по домам, здание отдали под госпиталь, но занятия не прервались, проводились по домам. Вызов на учёбу в Ленинградском музыкальном техникуме пришёл из Средней Азии, эвакуации.
Другой удар, тяжёлый, непоправимый – Василия Александровича сослали на Колыму, где в течение 10 лет он работал на угольной шахте. Больше они не увидятся никогда.
Во время войны Тамара Григорьевна два года работала в Вологодском театре, в оркестре И.Г.Гинецинского, усердно занималась. А в 1943 поступает в Мерзляковское музыкальное училище при Московской консерватории в класс выдающегося педагога Александра Владимировича Вицинского, ученика пианиста-легенды, одного из создателей русской пианистической школы Константина Николаевича Игумнова. Александр Владимирович много работает над звуком, обучает искусству пения за роялем. Через год, перейдя на службу в Гнесинку, забирает лучшую свою ученицу.
Делая значительные успехи, Тамара Григорьевна со второго курса сразу переходит на четвёртый. И так в тесном творческом союзе педагог и его ученица не расстаются до момента окончания Музыкально-Педагогического института им. Гнесиных. Триумфом этих занятий было выступление в Малом зале Московской консерватории, где Тамара Григорьевна и Александр Владимирович исполнили Первый фортепианный Концерт С.В. Рахманинова (в первой редакции).
Т.Г.Бубен любит вспоминать своих именитых сокурсников Станислава Генриховича Нейгауза, с которым выступала на одной сцене в Мерзляковке, Евгения Фёдоровича Светланова, впоследствие известного дирижёра, пианиста и композитора, явления русской музыкальной культуры, с которым посчастливилось играть в фортепианном дуэте в Гнесинке.
Встреча на всю жизнь
Но одна встреча стала для нашей героини судьбоносной.
Однажды, уже после войны, в музучилище им. Гнесиных появился красавец-фронтовик, необыкновенно одарённый, эрудированный молодой человек. Это был Марк Александрович Русин, воспитанник Фабиана Осиповича Гнесина (уроженца Минской губернии, пешком пришедшего в Вильно, чтобы учиться, многообещающего пианиста, воспитавшего только в Москве десятки будущих педагогов училища его имени, отца 12 детей, семеро из которых стали музыкантами) и любимый ученик Арама Ильича Хачатуряна.
С отличием окончив московские университеты, сыграв свадьбу, молодые специалисты прибыли в Брест, да так здесь и остались.
Сколько поколений брестских музыкантов и меломанов задавались бессмысленным вопросом: «Как могло подобное чудо произойти?! Два ярких музыканта не просто «заглядывают» на год-другой в провинциальный городок, а прочно пускают здесь корни: растят детей и внуков, воспитывают учеников. И каждый, в меру отпущенных таланта, ума и доброты несёт в себе частичку яркого света этих незабываемых людей. И, наконец, с годами понимаешь – это без сомнения Божий промысел!
Лучшие цветы – от учеников
В году есть день, который помнят все ученики и друзья Тамары Григорьевны Бубен – 19 июля. В маленькую квартирку на улице Наганова стекаются потоки гладиолусов, георгинов, ирисов, роз. Все идут, едут издалека поздравить любимого педагога с Днём Рождения!
Дорогая Тамара Григорьевна!
Так красиво, так возвышенно, на такой недосягаемой высоте прозвучать в этой жизни мало кому удаётся! Оглядываясь назад, трудно представить более страшное для России время, чем эпоха сталинизма, военное лихолетье, трагедии и катаклизмы века минувшего – время, в которое Вам суждено было жить. Вас вела по этой жизни Музыка, она и сейчас вдохновляет, оберегает Вас от бед и тяжёлых воспоминаний, звучит в Вашем сердце! Клавиши рояля мы, многочисленные Ваши ученики, по-цветаевски любим «за то, что по ним, не сдвигаясь с места, можно как по лестнице, что эта лестница – из-под рук! – и что от этой лестницы сразу ледяные ручьи – ледяные лестницы ручьев вдоль спины – и жар в глазах… За страсть – нажать, за страх – нажать: нажав, разбудить – всё…»! И эта «ранне-рояльная» Любовь пришла к нам вместе с Вашей тишайшей строгостью, тактичностью, меткостью, остроумием, такой скупой похвалой, преображая кардинально, рождая доселе незнакомое ощущение полёта и убеждение причастности к Миру Вечных Ценностей! Сердечное Вам спасибо за безупречное чувство стиля, увлечённость, искренность, не напускную интеллигентность, доброжелательность и терпение, редкую душевную чистоту и благородство! Глубокий благоговейный поклон за то, что может дать только Музыка!
Ответить