О грядущих переменах заговорил Александр Лукашенко на встрече с председателем совета директоров ООО «Табак-Инвест» Павлом Топузидисом, где обсуждались предложения бизнесмена о развитии в Беларуси объектов торговой сети. Вообще, выглядит удивительно, когда глава государства лично занимается бизнес-проектами, оценивая их с точки зрения целесообразности. Тем более когда речь идет о такой сфере, как торговля, где главное заинтересованное лицо — покупатель (т.е. обычный гражданин), а роль государства должна сводиться к ясным «правилам игры» и недопущению монополии.
Так вот, беседуя с Топузидисом (его бизнес напрямую связан с гипермаркетами «Корона»), президент Беларуси поддержал предложения предпринимателя, касающиеся появления 130 объектов торговли среднего формата по всей стране. При этом Лукашенко предупредил о недопустимости ухода с рынка магазинов шаговой доступности, пояснив, что видит положительный эффект от развития конкуренции в сфере торговли и способствует обеспечению населения товарами по разумным ценам.
По словам главы государства, «у нас есть предприниматели, которые готовы взять целые области и сельскую торговлю, дойти до каждого крестьянина, чтобы он обслуживался так, как положено». Александр Лукашенко не стал скрывать, что активно противится такой конкуренции на селе система Белкоопсоюза. «Но мы потребкооперации дали время, чтобы они научились нормально обслуживать белорусских крестьян и чтобы цены не были заоблачными, — отметил белорусский лидер. — А то получается так, что крестьяне производят продукцию, а в деревне им приходится покупать ее по ценам выше, чем в городе».
Впрочем, правильные слова о конкуренции в части появления новых торговых объектов быстро забываются, когда речь заходит о том, чей товар будет в отечественных магазинах. На той же встрече с Топузидисом глава государства заявил о необходимости более активного продвижения объектами торговли товаров белорусского производства. «Может быть, где-то по каким-то сегментам мы не дотягиваем до импорта, но этот товар у нас производится, и он в разы дешевле, чем импортный, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Я не против импортного, но выгодно представьте и наш товар». Правда, следом президент фактически признал, что, к примеру, ассортимент отечественной легкой промышленности не особо прельщает белорусов, и поручил самой торговле побуждать производителей товаров к производству востребованной продукции.
О том, что власти действительно готовы в очередной раз бросить в массы лозунг «Купляйце беларускае!», подкрепив его соответствующим административным ресурсом, свидетельствуют и высказывания на пресс-конференции министра торговли Валентина Чеканова. По его словам, в соответствии с законом «О государственном регулировании объектов торговли и общественного питания в Республике Беларусь», который вступил в силу 22 июля, разработан новый ассортиментный перечень товаров. Документ проходит сейчас согласование в Министерстве юстиции. «Он разработан для того, чтобы потребитель в магазине мог найти все необходимое — молоко, хлеб, капусту, колбасу, мясо достойного качества и по приемлемой цене», — пояснил министр. Чеканов уточнил, что документ разработан также исходя из того, какие товары выпускаются отечественными производителями, а какие не производятся и не выращиваются в Беларуси (например, кофе и цитрусовые).
Любопытно, что сам министр торговли признал, что в настоящее время доля поступающих в продажу отечественных товаров составляет в общем объеме более 70% и с таким показателем «никакие запреты нам не нужны». Так в чём же проблема? «Мы не должны стесняться отечественных товаров — они изготовлены достойно, но, к сожалению, порой мы не умеем их продвигать и продавать, — отметил Валентин Чеканов. — Если грамотно отечественную продукцию показать, отвести под нее хорошие места в магазинах, спрос увеличится. Мы порой забываем, что этот товар выпускают наши родственники, соседи. У нас еще есть в менталитете, что импортное — лучше. Это далеко не так».
Судя по высказываниям министра торговли, ничего хорошего не стоит ждать и предпринимателям, которые специализируются на импорте и живут надеждами на сохранение нынешних условий деятельности. «Мы не позволим продавать на нашем рынке непонятно что, если есть отечественный товар достойного качества, — подчеркнул Чеканов. — Поэтому индивидуальным предпринимателям и частным унитарным предприятиям необходимо развивать диалог с белорусскими производителями». Так что, по сути дела, введение требований ввозить в страну только те товары, на которые есть документы об их качестве и безопасности, является лишь закамуфлированной формой принуждения местных ИП перейти на реализацию белорусской продукции либо свернуть свой бизнес. А пока, в качестве «разминки», с 25 июля Минторг объявил об усилении проверок на рынках и в торговых центрах, дабы еще объяснить предпринимателям, в чем интерес государства.
Брестчанам, часто бывающим в соседней Польше, вряд ли может прийти в голову, что ассортимент здешних торговых сетей вроде «Бедронки» и «Теско» (не говоря уже о продажах на рынках) контролируется на правительственном уровне. И польский товар ущемленным в правах от этого не выглядит. Так, быть может, не в госрегулировании торговли панацея от бед нашей экономики?
Ответить