Изменен возраст, по достижении которого иностранец, получивший в установленном порядке разрешение на постоянное проживание, обязан иметь вид на жительство. Теперь это – четырнадцать лет.
Уточнен порядок осуществления трудовой деятельности иностранцами, временно пребывающими и временно проживающими на территории Республики. Иностранцы, временно пребывающие или временно проживающие в Республике Беларусь, вправе осуществлять разовую реализацию товаров на рынках и (или) в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах по специальным разрешениям.
Уточнен правовой статус иностранцев, осужденных в Республике Беларусь. Такие лица пользуются правами и исполняют обязанности, установленные законодательством Республики Беларусь о правовом положении иностранцев в Республике Беларусь и международными договорами.
Законодательно закреплен принцип невысылки (запрещения принудительного возвращения) иностранцев. Иностранцы не могут быть возвращены или высланы против их воли в иностранное государство, где их жизни или свободе угрожает опасность вследствие расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений либо где им угрожают пытки. При этом гарантия невысылки не распространяется на иностранцев, которые создают угрозу национальной безопасности Республики Беларусь либо совершили на территории Республики Беларусь преступление, отнесенное к категории тяжких или особо тяжких.
Уточнен порядок выезда иностранцев из Республики Беларусь. Так, прибывшие в пункт пропуска через Государственную границу Республики Беларусь для выезда из Республики Беларусь, в случае отсутствия у них действительной визы выезжают из Республики Беларусь по документу для выезда за границу после привлечения к административной ответственности за нарушение правил пребывания в Республике Беларусь, а также правил транзитного проезда через территорию Республики Беларусь в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами Республики Беларусь.
Теперь иностранцы, временно или постоянно проживающие в Республике Беларусь, не заполняют миграционных карт и не предъявляют их при въезде в Республику Беларусь и при выезде из Республики Беларусь, если иное не определено международными договорами Республики Беларусь.
Законом подвергнуты корректировке основания, при наличии которых иностранцу может быть отказано в выдаче визы для въезда в Республику Беларусь или во въезде в Республику Беларусь. Основанием может быть то, что иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно привлекался к административной ответственности; истек срок временного пребывания иностранца в Республике Беларусь; въезд иностранца в Республику Беларусь должен быть ограничен в целях реализации международных договоров Республики Беларусь.
В новой редакции Закона N 105-З снижен минимальный срок, на который может быть установлен запрет на въезд в Республику Беларусь, с одного года до шести месяцев.
Уточнен порядок регистрации временно пребывающих в Республике Беларусь иностранцев. Закреплена обязанность об информировании органов внутренних дел об иностранцах, проживающих в жилых помещениях, предоставленных гостиницами, санаторно-курортными и оздоровительными организациями, субъектами агроэкотуризма, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по сдаче внаем (поднаем) жилых помещений. Указанные лица должны представить в течение суток после предоставления жилых помещений для проживания временно пребывающим в Республике Беларусь иностранцам в орган внутренних дел по месту нахождения информацию о таких лицах.
Изменен перечень иностранцев, не подлежащих регистрации в Республике Беларусь. В число лиц, не подлежащих регистрации, включены иностранцы, прибывшие в Республику Беларусь по паспортам, выданным Международной организацией уголовной полиции — Интерполом, по приглашениям Национального банка Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь, а также военнослужащие иностранных государств, прибывшие в Республику Беларусь для участия в совместных военных учениях.
Уточнены основания отказа в выдаче разрешения на временное проживание. Так, в выдаче разрешения на временное проживание может быть отказано, в случае если имеются документы и (или) сведения, подтверждающие, что брак с гражданином Республики Беларусь либо с иностранцем, постоянно проживающим в Республике Беларусь, заключен иностранцем исключительно в целях получения разрешения на временное или постоянное проживание.
Одной из основных новелл Закона является законодательное закрепление правовых основ применения процедур по удалению иностранцев с территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами. Устранены пробелы в правовом регулировании осуществления личного досмотра иностранца, задержанного в целях обеспечения решения о высылке в принудительном порядке, а также досмотра и изъятия его вещей, документов и денежных средств. В целях обеспечения исполнения решения о высылке в принудительном порядке, помещается в центр временного содержания иностранцев или центр изоляции правонарушителей, а в случае их отсутствия — в изолятор временного содержания на срок, необходимый для их высылки.
Завершая обзор основных нововведений, предусмотренных Законом N 103-З, следует отметить, что его принятие позволит устранить существующие пробелы и противоречия, обеспечить совершенствование правового регулирования отношений в области правового положения иностранцев в республике и способствовать выполнению международных обязательств Республики Беларусь.
Ответить