Премьер-министр Михаил Мясникович озвучил цифры: в 2014-м году выделено 16 триллионов рублей, из них 9 триллионов — прямые субсидии, еще 2 триллиона — на капремонт жилфонда. Это 8% консолидированного бюджета страны, плюс нагрузка, которую несут промышленные предприятия (около 1 миллиарда долларов в порядке перекрестного субсидирования). Неэффективность существующей системы ЖКХ налицо. Реформа отрасли назрела давно. В этом, казалось бы, не должно сомневаться ни государство, которое «разбазаривает» средства, ни потребители, требующие качественных услуг.
Жильцы не заинтересованы в самоуправлении
В августе с.г. Совмин отправил на доработку проект указа «О мерах по совершенствованию работы ЖКХ Беларуси». Эксперты по поводу перемен настроены пессимистично. «Текст проекта указа пока недоступен, — поясняет исполнительный директор Международной ассоциации менеджмента недвижимости Геннадий Каленов. — Напрямую общественность в его обсуждение не вовлечена. Можно подавать предложения, но не влиять на решения». Однако на самом деле о реформе говорить не приходится, поясняет эксперт. Ведь обсуждается возврат к системе, существовавшей до 2002-го года. «До этого времени ЖЭСы у нас не были независимыми, не имели статуса юридического лица и действовали как службы ЖРЭО, — говорит Геннадий Каленов. — В 2002-м году они стали юридическими лицами. Тогда это назвали реформой. Сегодня все возвращается в прежнее состояние и опять называют реформой».
Виктор Клименко, директор ОДО «Аймалин-М», одного из немногих в Беларуси частных ЖЭСов, отмечает: в системе ничего не меняется: «Были подвижки, когда создавались товарищества собственников и им передавались управленческие функции. А теперь мы снова откатываемся назад».
Тем временем проблемы отрасли накапливаются. Для государства это чревато потерей бюджетных средств, для предприятий — перекрестным субсидированием. А для собственников жилья? Если, на дай Бог, кому-нибудь на голову с крыши упадет сосулька, при отечественной системе ответит начальник ЖЭСа, а в Европе — собственник. Например, в Конституции ФРГ главный постулат — «собственность обязывает…». То есть стал собственником — бери на себя обязательства и неси ответственность. В отличие от Германии, в Беларуси за собственность отвечает государство в лице ЖЭСа. А белорусы платят за это сравнительно небольшие деньги.
Между тем около 90% жилищного фонда страны находится в собственности частных лиц. Практически все многоквартирные дома — это совместные домовладения, насчитывающие двух и более собственников. Во всем мире, включая Китай, это предусматривает самоуправление и невмешательство со стороны государства. И мало кто из белорусских собственников задумывается, например, о том, что накоплений на капитальный ремонт нет. Все аккумулируемые на эти цели средства тут же тратятся, иначе их съест инфляция. Так что жильцы введенной в этом году многоэтажки должны осознавать: нет никаких гарантий, что через сорок лет у них будет капремонт.
Отсюда первая проблема — формирование психологии собственника. Но пока всё — почти бесплатно и из кармана государства. «При сохранении существующего статус-кво жители сами не заинтересованы в том, чтобы создавать формы самоуправления», — убежден Геннадий Каленов.
Значит, первый шаг — уход государства от управления сферой ЖКХ. Как показал опрос представителей 101 организации третьего сектора и политической оппозиции, проведенного Белорусским институтом стратегических исследований (BISS) в рамках проекта «Рефорум», они абсолютно убеждены, что реформы в различных сферах жизни Беларуси должны быть направлены на снижение влияния государства и степени государственного контроля: так считают 91,1% респондентов.
Управление — не латание труб
Ну а кто будет управлять? По словам чиновников, частник не хочет заниматься ЖКХ. Мол, были такие опыты, «но частник ЖЭС не потянул».
— Если говорить дипломатическим языком, это не совсем так, — поясняет Геннадий Каленов. — А если не дипломатическим, то это просто неправда. Потому что никакой конкуренции при почти стопроцентной монополии государства быть не может. Управляющих компаний в Беларуси вообще никогда не было. Был десяток частных компаний, которые предоставляли различные услуги в этой сфере. Но они не управляли! Управление и латание труб — это разные виды деятельности.
Свободная конкуренция — одна из важнейших составляющих реформ. Значит, второй необходимый элемент реформ — создание действительно равных условий для частников и для госпредприятий, работающих на рынке ЖКХ. «На самом деле проблема заключается в конфликте интересов, — считает Геннадий Каленов. — Частной собственностью у нас управляет государство. Система наша больна, поскольку за всё отвечает не собственник имущества, а третьи лица в виде государственных организаций. Эта система не способна работать эффективно».
О бедных тарифах замолвите слово
— Кто составит конкуренцию государству? – задается вопросом Виктор Клименко. — Тарифы настолько низки, что не окупают затраты по содержанию дома. На периферии цифры поменьше, в столице – побольше. Но сегодняшние тарифы однозначно ниже себестоимости.
— При такой низкой окупаемости услуг рынок существовать не может, — считает председатель правления РСПОО «Совместное домовладение» Эдуард Латушко. — Но если бы цены были рыночными и у нас существовала стопроцентная оплата коммуналки, компании бы боролись за рынок. Правда, тарифы тесно связаны с инфляцией. А с нашими инфляцией и «ростом» тарифов мы фактически бежим за линией горизонта, которая от нас всё время уходит.
Кстати, эксперт убежден, что в случае конкуренции рынок смог бы играть и на понижение стоимости услуг. Не менее важна прозрачность при формировании тарифов: «Например, в Германии сейчас подешевел газ. Затраты уменьшились, и это сразу сказалось на стоимости коммуналки. Вы такое у нас себе представляете? Так что наличие рынка и прозрачность в формировании цен — необходимые условия для реформы», — считает Латушко.
Конечно, сегодня государство должно контролировать тарифы, для того чтобы не было необоснованных завышений. Но не делать же их такими, чтобы работать было просто невыгодно!
Однако не зря нынешние власти относят сферу ЖКХ к «социально-политическим» вопросам, поскольку рост тарифов вряд ли вызовет энтузиазм населения. Национальный опрос населения, который по заказу BISS провела в марте-апреле 2014 г. компания «Сатио» (опрошено 1.350 человек от 16-ти лет и старше) в рамках проекта «Рефорум», показал, что в целом запрос на реформы среди белорусских граждан высок — 75,6% белорусов считают их проведение в той или иной степени необходимым. Однако далеко не все готовы терпеть негативные последствия реформ: однозначно готовы к этому только 15,3% граждан, а «скорее готовы» — 35,8%. «Данные цифры могут свидетельствовать о значительном несоответствии между тем, что белорусы считают теоретически нужным для страны, и тем, что считают практически важным для себя», — подчеркивается в исследовании BISS.
Что касается мотивации, то в большинстве случаев (55,3% ответов) белорусы готовы были бы терпеть негативные последствия реформ в течение 5-7 лет ради благополучия своих детей в будущем, хотя и на высокий уровень жизни лично для себя тоже многие рассчитывают (47,8%). Сдерживание тарифов в сфере ЖКХ, которая требует незамедлительных перемен, по мнению Виктора Клименко, развращает людей.
— Мы говорим: вы платите меньше, чем услуга на самом деле стоит, — отмечает эксперт. — Другой разговор, что нужно, например, четко расписать, что такое техническое обслуживание. Та же система дымоудаления. В «хрущевках» ее нет, она не нужна. А в высотных домах она необходима. И ее обслуживание стоит денег. Потребитель должен понимать разницу. У нас же всё — полумеры.
Из-за низких тарифов люди не ощущают себя хозяевами, так что третий шаг очевиден и неизбежен: поднимать стоимость коммуналки и переходить к стопроцентной оплате придется. Лучше раньше, чем позже.
Чужой опыт
В Польше, Литве, Латвии вообще нет чиновников, занимающихся ЖКХ, но всё работает. Государство играет очень важную роль: оно создает условия и исполняет функции арбитра. «Нет чиновников и огромных бюджетных ассигнований. Всем этим занимаются профессиональные управляющие компании. Они и ведут дискуссии о том, что и как улучшить в законодательстве, чтобы лучше было всем: и собственникам, и бизнесу, и государству», — рассказывает Геннадий Каленов.
Вообще, в опыте различных стран немало интересного. В Китае, как и у нас, много собственников жилья. Но нет ни одной государственной управляющей компании. Китай взял за основу немецкую систему как наиболее передовую. Более того, все коммунальные услуги в Китае потребитель получает только по предоплате. Поэтому там нет никаких должников. В счетчик на газ, воду, электроэнергию вставляется карта. Есть на ней средства — будут и газ, и вода, и свет. Нет — извините. Деньги там вкладывают в автоматизацию, а не в «социальные игры».
В том же Китае, покупая квартиру площадью 100 кв.м, жилец покупает собственно квартиру из 60 квадратных метров и часть общего имущества (стены дома, подъезд и так далее) на 40 кв.м. И все начисления коммуналки делаются исходя из этих ста метров, а не из 60-ти. Чтобы у собственника не было сомнений в том, что ему это принадлежит и он должен оплачивать уход и ремонт. Так что если мы боимся смотреть на Европу, давайте посмотрим на Китай, предлагают эксперты.
Во всем мире собственник заинтересован в сохранности не только жилья, но и инфраструктуры. Старый дом без капитального ремонта и накоплений на него стоит копейки. К примеру, в Берлине — 90 евро за квадратный метр. Вот сколько теряет собственник, не инвестируя в «чужой» ему подъезд, лифт или двор. «К ЖКХ жильцы должны относиться так же, как водитель к машине, – утверждает Виктор Клименко. — Не заправишь автомобиль — не поедешь».
С одной стороны, не Бог весть какое открытие. С другой — государству необходимо просвещать граждан, учить их и готовить к тому, чтобы они становились настоящими собственниками. Это четвертый и, пожалуй, самый трудный элемент реформы ЖКХ. Решение должно быть волевым. А пока его нет — пишите жалобы в ЖЭС, дорогие сограждане. Ибо он во всем виноват. И мы активно играем в эту игру, не понимая, что проблемы ЖКХ в нас самих.
Ответить