Покойтесь, души павших…
Соболи известны в истории с 1563 года: после третьего раздела Речи Посполитой – они в составе Российской империи, во время восстания 1863 года здесь шли бои, сражались за эту землю и в Великую Отечественную. Что касается названия, то, по одной версии, оно – из-за большого количества водившихся здесь когда-то этих пушных зверьков, а по другой, что более вероятно, жившую здесь православную шляхту царь награждал соболиными мехами в благодарность за участие в войне с Речью Посполитой. Так или иначе, а зверёк увековечен.
Но вернемся к Анатолию Ивановичу, который кладёт на холсты историю своей малой родины – он пишет картины о событиях, происходивших в этих местах. Так, будто открытая рана, даже по прошествии десятилетий, воспринимается художником Великая Отечественная война:
«Война коснулась и моей семьи. В деревню пришли каратели и за связь с партизанами моего деда, брата, жену и всех их детей забрали и расстреляли… А где покоятся их тела, неизвестно. И много нас, таких, кто не может поклониться праху родных. Поэтому я задумал и установил в родных Соболях мемориальный знак в память о погибших во время войны».
Воплотить в жизнь творческие замыслы художнику помогли земляки. Он же разработал эскиз и вот – на мемориальной плите выгравированы имена 12 павших в боях солдат и восьми мирных жителей, погибших от рук карателей. И пусть условно, но души погибших обрели покой на этом месте.
Музейное подворье
А ещё Анатолий Иванович организовал в одном из старых подворий деревни, которое он выкупил специально для этих целей, музей славянского быта, переступив порог которого сразу понимаешь колоссальность объёма проведенной этим человеком работы. Скажу без грамма преувеличения: краевед собрал у себя богатейшую коллекцию предметов крестьянского быта и различных артефактов, потратив на это десятки лет.
«Без прошлого нет будущего. Мы так по своей истории бульдозером прошли, что теперь надо ходить с металлоискателем и восстанавливать ее по крупицам. На своей родной земле хочется думать и помнить о мирном, созидательном труде наших предков. Внуки и правнуки обязаны знать ту селянскую среду, те орудия труда, те вещи, которые принадлежали нашим дедам».
Чтобы просто перечислить, а не рассказать обо всех имеющихся в музее экспонатах, мне не хватит двух-трех газетных полос, а уместиться в статью – вообще не видится возможным. Поэтому, сильно обобщая увиденное, излагаю главное.
Двор усадьбы изобилует орудиями труда крестьян. В основном все они деревянные – и плуг, и совки, и ярмо, и грабли, и вилы, и телега. Как исключения – металлические серпы, мотыги и инструмент для добычи торфа.
Заставляют улыбнуться первые коньки для ледовых забав. Их, конечно, изготавливали сами – железные полозья прикреплены к подошвам кирзовых сапог. В центре двора построена уменьшенная копия ветряной мельницы. Её стены, как, впрочем, стены всех построек усадьбы, тоже отданы под экспонаты. Объединившись по темам, например, инструмент для земляных работ, для ловли рыбы и прочее, они развешаны на стенах. У каждой можно простаивать часами, причем с трудом понимая, как эти загадочные по своим формам крючковатые вещицы могли облегчать труд нашим предкам.
Всё более ясно уже с такими экспонатами как сеялки, гребалки, жернова. Интересуюсь насчет железного столба. «Это геодезический репер ещё польских времен. Его использовали мелиораторы, — говорит Анатолий Иванович. — А рядом с ним, кстати, одна из моих последних находок — борть. В ней держали пчел».
«В горнице моей светло…»
Переступая порог сеней усадьбы, сразу видишь аккуратно систематизированные по знаковым периодам истории края маленькие вещи-экспонаты, которые по большей части были найдены в земле. Киевская Русь, Великое княжество Литовское, Первая мировая, межвоенные «кресы» — десятки предметов, соответствующих каждый своему времени, выставлены к осмотру. «Казалось бы, где мы, и где 1664 год?! А перед нами воинская касса, деньги того времени – боратинки виленской чеканки…»
Знакомлюсь с интерьером нескольких горниц дома. Они все четко выдержаны в этно-стиле: колыска, утюги, керосиновые лампы, ткацкий станок, одежда – такое ощущение, что их хозяйка отлучилась из дому совсем недавно и вот-вот вернется… Много черной керамической посуды, изготавливаемой в старину преимущественно на территории Полесья. Одна из кладовых комнат дома целиком отдана под столярный инструмент. Бочки, кадушки, куфры и многое другое, что изготавливалось с его помощью, тоже представлены здесь же.
С особой гордостью Анатолий Иванович показывает самые древние раритеты: «А это бивни мамонта. Они были найдены в окрестностях деревни при копке картошки. Это доказывает, что в доисторический период здесь водились мамонты. Ну разве это не интересно – такое волнующее путешествие в прошлое?!»
Согрейся у родного очага
Мы ещё долго и много говорили об истории края, а потом Анатолий Иванович предложил посмотреть на ещё одно своё детище – клуб, который давно и всеми был здесь позабыт, как и сотни аналогичных очажков культуры по другим опустевшим деревушкам Беларуси.
«Я решил, что нельзя лишать возможности, пусть даже не многочисленных жителей деревни, такого места как клуб. Люди должны иметь своего рода светлицу, куда можно и нужно зайти передохнуть и пообщаться. Идея, как я и ожидал, пришлась всем по вкусу. На чистом энтузиазме я собираю здесь библиотеку, нашел теннисный стол, друг из Бреста пианино привез. Вы не представляете, как такая простая забота об односельчанах мне приятна…»
Надо сказать, что с другим масштабом к благоустройству родных мест подходит и ещё один уроженец деревни Соболи Юрий Чиж, который на землях поблизости с этой деревушкой начал возведение уникального для страны проекта – культурно-этнографического комплекса «Наш родны кут Сабалi». Имеет смысл надеяться, что собранная коллекция Анатолия Желудко найдет своё выставочное место в будущем комплексе. Время покажет. А пока – хочется выразить слова искренней благодарности художнику-энтузиасту за его кропотливый труд во благо сохранения истории нашего замечательного края.
Ответить