Классика или комедия?
В год юбилея артисты БАТД решили разобраться, какие же составляющие включает понятие «театр» и каким он должен быть на самом деле: высоким лирическим жанром, то есть классикой в полном смысле слова, или все же просто веселым балаганом – комедией? А в роли ведущих экспертов в этой непростой дилемме выступили сказочные персонажи грустный Пьеро и неунывающий Арлекин. Впрочем, несложно догадаться, какую из позиций отстаивал и защищал всеми правдами и неправдами каждый герой…
Но, как бы ни причитал наш Пьеро: «Зритель должен пропустить всю боль артистов через себя… Зал должен плакать!» И как бы ни старался охладить рассудок своего коллеги Арлекин: «Уже другие времена! Зритель однозначно хочет смеяться!» Факты неумолимо отстаивают свою точку зрения и без лишних тирад говорят сами за себя.
«Весь мир — театр…»
А роль неумолимых фактов в театральном деле, конечно же, исполняют сами постановки, которых за эти годы было сыграно немало. Первым номером не только в программе капустника, но и в репертуаре драмтеатра была комедия «Игра любви и случая». Суть любовных перипетий пьесы, не уступающих сюжету «Санта-Барбара», артисты умудрились вместить в десятиминутную короткометражку. Но даже за такой промежуток времени, пьеса успела подарить залу положительные эмоции, принеся «очко» в копилку Арлекина.
За ней, по настоянию второго эксперта-ведущего, последовала «Гроза» Александра Островского. На сцене восстали бессмертные образы Катерины и Бориса с их страстными запретными чувствами. Но вопреки отзыву на произведение самого Николая Добролюбова: «В «Грозе» взаимные отношения самодурства и безгласности доведены до самых трагических последствий» и, конечно, в разрез с жаждой трагедии Пьеро, на нашей сцене пара влюбленных, согласно лучшим традициям литературы, «жила долго и счастливо».
Значимым событиям вечера стало воспоминание о легендарной постановке БАТД «Брестская крепость» в бытность директора Леонида Волчецкого. Тот далекий 1941-ый был годом, когда «мрачная трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта» казалась забавной игрой…» По словам организаторов, спектакль является не только главной гордостью театра, но и одной из его визитных карточек. Постановка родилась в 1953 году и, отыграв на подмостках брестского театра, отправилась в «большое плаванье» по сценам ближнего зарубежья. Интересно, что пьеса была сыграна рекордное количество раз – 935. И была удостоена Всесоюзной премии Ленинского комсомола.
От пьесы, раскрывающей суть мировой трагедии, артисты перешли к интерпретации исхода «Преступления и наказания» Фёдора Достоевского. Так, произведение с далеко не самой оптимистичной развязкой превратилось в своеобразную «фишку» капустника. Наш студент-Раскольников не расправляется со старухой-процентщицей, а живет припеваючи с её младшенькой сестрой, путешествуя по тёплым странам. А наиболее «кровавой» сценой, как ни странно, оказывается посадка картошки!.. Вот так безграничная власть театра может вершить судьбы персонажей классических произведений.
Кстати, в споре о том, каким должен быть настоящий театр победителей и проигравших не оказалось. Дело в том, что на сцене, как и в жизни, есть место драме и комедии, любви и ненависти, задорному смеху и искренним слезам…
Слова признательности
И конечно, капустник не обошёлся без торжественного награждения. К действующему составу присоединились ветераны театрального дела. Первые грамоты и благодарственные письма от лица Брестского исполнительного комитета вручил заместитель председателя облисполкома Леонид Цуприк. Он выразил отдельную благодарность за бесценный труд Генеральному директору, заслуженному деятелю искусств Республики Беларусь Александру Козаку.
За вклад в развитие культуры и проведение Международного театрального фестиваля «Белая вежа» поблагодарила первый заместитель министра культуры РБ Ирина Дрига. Также было зачитано благодарственное письмо лично от министра культуры Республики Беларусь Бориса Светлова.
0 комментариев
Янина Лопатникова
06.10.2014 в 12:04Архивариус театра
06.10.2014 в 12:04«Значимым событиям вечера стало воспоминание о легендарной постановке БАТД «Брестская крепость» Леонида Волчецкого!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!» — Волчецкий был директором театра и никогда не ставил спектакли, светлая ему память.