С годами, которые «к суровой прозе клонят», наш земляк-художник не изменил своему направлению, я бы назвала его авангардно-философским, и в оригинальной стилистике продолжает исследовать феномен под названием «жизнь» — в окружающем мире и космосе.
О сложности взаимоотношений художника с действительностью говорят и названия его работ – «Ноев ковчег», «Спираль», «Генофобия», «Черная дыра»… Его полотно «Семья» — с пращурами-ящерами, в «Аллигаторе» местятся, прячутся некие формы жизни, а «Сухой тростник…» потрясает скелетами, как «Полет Маргариты» — детским образом «точка, точка, два крючочка» в красном цвете с дополнительными взрослыми точками-сосками. И все вместе заставляют вглядываться, додумывать свое.
Сам Владислав Куфко, победитель современного белорусского арт-проекта ZABOR, так расшифровывает свою работу «Плот»: «Сутыкненне сацыяльна-бытавога з халоднай бясконцасцю падкрэслiвае паутаральны рытм драулянага плата… Узнiкае своеасаблiвы эффект падаючай ланцужкi, дзе руху няма канца».
Главное здесь, на мой взгляд, — движению нет конца в той космической бездне, полной звезд, о которой в своих стихах писал Ломоносов: «Звездам нет счета, бездне – дна».
Вот отчего у В.Куфко так много то ли космоса, то ли океана, пронизанного свечением, и свет идет также от неких форм жизни – крючочков, насекомых, рыбок, чуть ли не микроорганизмов («Спектральная сфера внезапных воплощений»).
Об этом же инсталляции «Аквапарк», «Артефакт», «Полный курс аквариумного рыбоводства…» — с определенными социальными ассоциациями.
Неуемный художник освоил мелкую пластику – «Волна», «Эхо», за что благодарил друзей-скульпторов, а их у него немало, как и среди других сфер.
На открытии выставки Николай Александров, более 30 лет знакомый лично и с творчеством Влада Куфко, отдал дань уважения художественному пространству, созданному им – и ставшему известным в нашей республике и за ее пределами, о чем говорит и занесение имени художника в Википедию.
Заведующий выставочным залом Михаил Коньков представил и поблагодарил организаторов масштабной выставки: ООКЦ, Союз художников РБ, магазин элитных вин «Штопор» и других соорганизаторов и меценатов.
Председатель Брестского отделения СХ Павел Рябов признался: «Тут надо больше не говорить, а смотреть и думать».
Директор Художественного музея Василий Гуляев отметил, что художник прошел путь от реализма до пространственной композиции и ничего не потерял на этом пути.
Сам Владислав говорил о восприятии мира как аквариума, где действует своя система отношений, свои ценности.
Далее настал час перфоманса «Memento mori…» В зале потушили свет и в темноте зажгли свечи на полу у задрапированной конструкции, в освещенном круге стали прокладывать дорожки из зеркальных осколков, расставлять на них фигурки. На них направили свет фонариков – и по стенам и потолку задвигались будто ожившие человеки, те самые «униженные и оскорбленные», кому был посвящен перфоманс. С конструкции сдернули драпировку, и это оказалась пирамида, символ вечности и, возможно, вечной иерархии.
0 комментариев
Глеб Александров
11.11.2014 в 13:53Яўген
11.11.2014 в 13:53«…и это оказалась пирамида, символ вечности и, возможно, вечной иерархии.»
Недалюбліваю пірамідальных. Па-першае, неяк яны з парога адрынаюць роўнасць і мараль. Хто ўверсе, той і правы. Па-другое, і гэта другі ход мацернай гэтай камбінацыі, ні адзін пірамідальны творца не паставіць сябе ў падошве піраміды. Падумайма пра Босха. Мабыць, ён з народам. Не з чарцямі ж. Таму сярод апраметных мастакоў да яго больш веры, чым да пірамідальнай іх разнавіднасці.
Artur
12.11.2014 в 18:32Можно ли отнести творчество Владислава Куфко к постмодернизму? Ни в коем случае! Постмодернизм – это неверие в метанаррацию, это неверие в великие рассказы. Куфко же преклоняется перед великими рассказчиками — композиторами, художниками, писателями, и даже учёными в области естественных наук. Он верит в великие тексты, он не сводит роль искусства к комментированию общества потребления и его продуктов. Собрание написанных и выставленных картин является иллюстрацией к создаваемой уже на протяжении десятилетий личной культурно-символической и художественно-смысловой системы Владислава Куфко. Определить принадлежность творчества Владислава Куфко к любому из общих направлений мирового искусства достаточно сложно. Его основным методом всегда являлось открытие новых, неизвестных территорий, находящихся во вневременных течениях.
Піліп
13.11.2014 в 13:39Чураба, Данелія, Рудчик, Фяцісаў і інш. — Выдатныя берасцейскія мастакі, іх творчасць кранае сваім сэнтымэнтальным рэалізмам, але гэта пазамінулае стагоддзе. А творчасць Уладзіслава Куфко па-сапраўднаму сучаснае мастацтва і з пункту гледжання ідэй, і па выразным сродках. Яго працы не даюць Брэсту цалкам растварыцца ў шэрай і тужлівай правінцыйнасьці.